+7 (499) 455 09 86  Москва

+7 (812) 332 53 16  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86
Москва и МО
+7 (812) 332 53 16
Санкт-Петербург и ЛО

Требование об уплате налога должно быть исполнено

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.

3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86 (Москва)
+7 (812) 332 53 16 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Статья 69 НК РФ
Требование об уплате налога и сбора

Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.

3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Утратил силу с 1 января 2004 г.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

9. Утратил силу с 1 января 2007 г.

10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.

Комментарий к Ст. 69 НК РФ

В ст. 69 НК РФ изложено определение требования об уплате налогов и сборов. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику (организации или физическому лицу) извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Условия и порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах установлены ст. ст. 106 — 115 НК РФ.

Читайте также:  Исковое заявление по договору поставки в арбитражный суд образец

Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

о сумме задолженности по налогу;

о размере пеней, начисленных на момент направления требования.

При этом требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налогов и сборов, а если выставляется по результатам налоговой проверки — не позднее восьми дней с даты вынесения соответствующего решения;

о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (ст. 57 НК РФ);

о сроке исполнения требования (должна быть указана дата (либо установлено количество дней), не позднее которой необходимо исполнить требование об уплате налогов и сборов и причитающихся пеней);

о мерах по взысканию налога и обеспечению (залоге, поручительстве, аресте имущества и т.п.) исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;

подробные данные об основаниях взимания налога (объекте налогообложения, налоговой базе, периоде, ставке налога и (или) сбора);

о положениях закона (со ссылкой на них) о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

При отсутствии хотя бы одного из указанных сведений требование не будет соответствовать нормам НК РФ.

Зачастую налогоплательщики пытаются оспорить обязанность по уплате налога лишь на том основании, что оно оформлено с нарушениями. Такая практика не находит поддержки в арбитражных судах, которые указывают, что требование об уплате налога и сбора не может быть признано недействительным по формальным признакам, если оно соответствует фактической обязанности налогоплательщика.

В качестве примера можно привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 декабря 2006 г. N А79-7256/2005, в котором отмечалось, что «в требовании налогового органа имелись недостатки (не указаны основания возникновения недоимок по налогам (сборам), суммы недоимок, периоды начисления пеней). Однако материалами дела подтверждена задолженность налогоплательщика по уплате налогов (сборов) и пеней. Наличие данной задолженности налогоплательщик не оспорил, указав лишь на имеющиеся недостатки при оформлении требования.

Между тем требование об уплате налога не может быть признано недействительным только по формальным основаниям».

В случае неисполнения налоговым органом обязанности по включению в требование об уплате налога предупреждения об обязанности данного органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела действия налогового органа могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Но на процедуру возбуждения уголовного дела это не повлияет, поскольку для квалификации действий лиц, ответственных за своевременную уплату налогов и сборов, как преступление, предусмотренное ст. 198 или ст. 199 Уголовного кодекса РФ, установление факта получения им требования об уплате налога не требуется.

Могут быть предусмотрены и иные сведения, прямо указанные в форме требования установленного образца.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.

Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку:

1) руководителю организации-налогоплательщика, а также:

ее законному представителю;

ее уполномоченному представителю;

2) лично налогоплательщику — физическому лицу, а также:

его законному представителю;

его уполномоченному представителю.

Кроме того, требование об уплате налога может быть направлено указанным лицам по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В отличие от простых писем заказные вручаются адресатам под расписку, кроме того, процесс их доставки можно отследить на сайте Почты России, введя в соответствующее поле 14 символьный идентификатор, указываемый на чеке, выдаваемом отправителю при отправке письма.

Формат документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утвержден Приказом ФНС России от 28 декабря 2010 г. N ММВ-7-6/773@. Данный Формат описывает требования к XML файлам, используемым для передачи самых разных документов, в том числе и требования об уплате налога.

Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. N ММВ-7-8/700@.

Отметим, что с 1 июля 2015 г. требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

Требование об уплате налогов и сборов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ в пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме. утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 101-ФЗ в пункт 2 статьи 70 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения пункта 2 статьи 70 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2016 г. N 101-ФЗ) применяются к правоотношениям, связанным с банковскими гарантиями, выданными после дня вступления в силу названного Федерального закона

2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ в пункт 3 статьи 70 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ статья 71 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора

В случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

Что такое требование об уплате налога?

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога и об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога, а также соответствующие пени (п. 1 ст. 69 НК РФ).

Необходимым условием направления налогоплательщику требования об уплате налога является наличие у него недоимки, под которой понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (абз. 14 п. 2 ст. 11 НК РФ). Недоимка также может образоваться и в результате неправильного исчисления налога (в том числе и умышленного). Однако требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, а также уголовной или административной ответственности.

Читайте также:  Функции арбитражного управляющего

Требование об уплате налога должно удовлетворять ряду обязательных условий. В настоящее время форма и содержание требования об уплате налога определяются п. п. 4, 5 ст. 69 НК РФ. Форма требования утверждена Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3- 19/825@. В соответствии с приложениями 1 и 2 к этому Приказу требование об уплате налога должно содержать:

См. Приказ ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@ «Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» // Российская газета. 2006. N 289.

подробные сведения об основаниях взимания налога (сбора) и пеней со ссылкой на положения законодательства о налогах и сборах, устанавливающие обязанность налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) уплатить налог (сбор) и пени;

реквизиты решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки; сведения о сумме задолженности по налогу (сбору) и размере пеней, выявленных на момент направления требования;

сведения о сроке исполнения требования;

сведения о мерах по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога (сбора) и пеней и мерах по принудительному взысканию налога (сбора) и пеней, которые будут применены в случае неисполнения требования до установленного срока.

Отсутствие в требовании об уплате налога обязательных реквизитов может послужить поводом для оспаривания его налогоплательщиком. При этом необходимо учитывать, что несоответствие указанного требования по форме и содержанию нормам НК РФ само по себе еще не является безусловным основанием для признания его недействительным. Иными словами, вышестоящий налоговый орган или суд, рассматривающие жалобу налогоплательщика, должны оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность направленного налогоплательщику требования. Недействительным требование об уплате налога (сбора), пеней и штрафа может быть признано только в том случае, если нарушения, допущенные при его составлении, являются существенными ; по одним лишь формальным основаниям указанное требование не может быть признано недействительным.

См. например: Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 31 июля 2006 г. N Ф04-4862/2006(25046-А45-40) по делу N А45-224/06-49/13; от 16 ноября 2006 г. N Ф04- 6992/2006(27632-А45-43) по делу N А45-9453/06-14/347; от 17 января 2007 г. N Ф04- 8772/2006(29893-А46-33) по делу N А46-3277/2006.

Постановления ФАС Поволжского округа от 21 июня 2006 г. N А55-9571/05-22; ФАС Северо-Кавказского округа от 27 июня 2006 г. N Ф08-2622/2006-1108А по делу N А32-21730/2005- 34/736.

См. например: Постановления ФАС Поволжского округа от 20 апреля 2006 г. по делу N А12-28779/2005-С29; ФАС Волго-Вятского округа от 26 апреля 2006 г. по делу N А79-7258/2005; ФАС Дальневосточного округа от 25 мая 2006 г. N Ф03-А37/06-2/1495 по делу N А37-4616/05-7/9.

Каковы сроки направления требования об уплате налога и сбора?

Обязательное условие и предпосылка направления требования об уплате налога и сбора — наличие недоимки по какому-либо налогу или сбору. Недоимка по налогу (сбору) должна быть выявлена, а затем в установленном порядке зафиксирована налоговым органом, так как именно с этого момента начинает течь срок для направления требования об уплате налога или сбора.

По общему правилу требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки по налогу или сбору (абз. 1 п. 1 ст. 70 НК РФ). Однако при выявлении недоимки в результате налоговой проверки срок для направления требования об уплате налога (сбора) равняется десяти дням с даты вступления в силу соответствующего решения налогового органа (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику тем налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (п. 5 ст. 69 НК РФ). При этом требование может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку либо иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Вручение требования главному бухгалтеру организации также признается надлежащим способом вручения данного документа налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сборов).

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 августа 2006 г.

по делу N А43- 5201/2006-30-170.

Если же должник (его представители) уклоняется от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ). При этом в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком либо его представителем требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

См. пункт 18 Постановления ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.

Если налоговый орган пропустил срок направления требования об уплате налога, это не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

В то же время следует отметить, что НК РФ не разделяет понятий «дата вынесения требования» и «дата отправления требования» (фактическое доведение его до сведения налогоплательщика). Подразумевается, что требование отправляется после его вынесения. Но не названы правовые последствия направления требования в срок, исключающий возможность его своевременного получения налогоплательщиком. Анализ норм НК РФ позволяет сделать вывод о том, что требование об уплате налога должно быть вынесено в пределах сроков, предусмотренных ст. 70 НК РФ, и направлено налогоплательщику непосредственно после его вынесения, чтобы предположение о добровольной уплате налога в установленный срок было реальным.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2006 г. по делу N Ф08- 165/2006-88А.

Каков срок исполнения требования об уплате налога и сбора?

По общему правилу требование об уплате налога (сбора) должно быть исполнено налогоплательщиком в течение десяти календарных дней с даты его получения (п. 4 ст. 69 НК РФ). Однако в самом требовании может быть указан и более продолжительный срок.

При исчислении срока для исполнения требования об уплате налога (сбора) необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Поэтому срок для исполнения требования об уплате налога (сбора) начинает течь на следующий день после получения должником указанного требования либо, в случае если требование было направлено заказным письмом, на седьмой день после направления заказного письма. В случае же, когда последний день срока, установленного для исполнения соответствующего требования, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

По общему правилу действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока (абз. 1 п. 8 ст. 6.1 НК РФ). Однако в нашем случае данное правило не работает. Требование об уплате налога исполняется путем перечисления налогоплательщиком соответствующих сумм на указанные в данном требовании коды бюджетной классификации. Поэтому срок для исполнения этого требования истекает в тот час, когда в банках, через которые возможно перечисление денежных средств на счета Федерального казначейства, по правилам внутреннего распорядка прекращаются соответствующие операции. Данная норма отсутствует в НК РФ, однако в качестве примера можно привести положение п. 1 ст. 194 ГК РФ, в котором указано, что если действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Также необходимо отметить, что в соответствии с НК РФ срок для исполнения требования об уплате налога (сбора) является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Если обязанность налогоплательщика (налогового агента) или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога (сбора), налоговая инспекция обязана отозвать у налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) первоначальное требование и направить ему уточненное требование (ст. 71 НК РФ). Срок для исполнения требования в таком случае начинает течь со дня, следующего за днем направления уточненного требования.

Читайте также:  Проценты на просроченный основной долг

На основании выставленного налоговым органом требования налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) обязан уплатить соответствующую сумму налога или сбора, а также пеней. Неисполнение в установленный срок указанного требования является основанием для применения налоговым органом обеспечительных мер и мер принудительного взыскания налога (сбора) и пеней. Однако нарушение прав налогоплательщика при направлении требования об уплате налога является основанием для признания незаконными всех последующих решений и действий налогового органа по принудительному взысканию недостающих сумм.

Постановления ФАС Поволжского округа от 20 июля 2006 г. по делу N А55-29199/05-3; ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 октября 2006 г. N А58-1474/06-Ф02-5157/06-С1 по делу N А58-1474/06.

Статья 69 НК РФ. Требование об уплате налога и сбора

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.

3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Данная редакция закона может быть не актуальна на настоящий момент. Актуальная редакция может быть доступна в официальном источнике .

Примеры практики — судебные решения по статье 69 НК РФ:

Решение по делу 2а-2176/2017

М-1652/2017 (25.05.2017, Майкопский городской суд (Республика Адыгея))
Решение по делу 2а-791/2017

М-682/2017 (24.05.2017, Сортавальский городской суд (Республика Карелия))
Решение по делу 2а-797/2017

М-673/2017 (24.05.2017, Сортавальский городской суд (Республика Карелия))
Решение по делу 2а-795/2017

М-689/2017 (24.05.2017, Сортавальский городской суд (Республика Карелия))
Решение по делу 2а-798/2017

М-674/2017 (24.05.2017, Сортавальский городской суд (Республика Карелия))
Решение по делу 2а-794/2017

М-688/2017 (24.05.2017, Сортавальский городской суд (Республика Карелия))
Решение по делу 2а-796/2017

М-672/2017 (24.05.2017, Сортавальский городской суд (Республика Карелия))
Решение по делу 2а-792/2017

М-685/2017 (24.05.2017, Сортавальский городской суд (Республика Карелия))
Решение по делу 2а-799/2017

М-676/2017 (24.05.2017, Сортавальский городской суд (Республика Карелия))
Решение по делу 2а-793/2017

М-687/2017 (24.05.2017, Сортавальский городской суд (Республика Карелия))
Решение по делу 2а-819/2017

М-656/2017 (23.05.2017, Выксунский городской суд (Нижегородская область))
Решение по делу 2а-6257/2016

М-6897/2016 (22.05.2017, Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область))
Решение по делу 2а-554/2017

М-437/2017 (19.05.2017, Сортавальский городской суд (Республика Карелия))
Решение по делу 2а-949/2017

М-800/2017 (19.05.2017, Комсомольский районный суд г. Тольятти (Самарская область))
Решение по делу 2а-292/2017

М-264/2017 (19.05.2017, Уярский районный суд (Красноярский край))
Решение по делу 2а-290/2017

М-265/2017 (19.05.2017, Уярский районный суд (Красноярский край))
Решение по делу 2а-1624/2017

М-1301/2017 (18.05.2017, Советский районный суд г. Самары (Самарская область))
Решение по делу 33а-3285/2017 (18.05.2017, Саратовский областной суд (Саратовская область))
Решение по делу 2а-1737/2017 (18.05.2017, Железнодорожный районный суд г. Барнаула (Алтайский край))
Решение по делу 2а-2568/2017

М-1647/2017 (18.05.2017, Московский районный суд г. Чебоксары (Чувашская Республика ))
Решение по делу 2а-2566/2017

М-1646/2017 (18.05.2017, Московский районный суд г. Чебоксары (Чувашская Республика ))
Решение по делу 2а-949/2017

М-574/2017 (17.05.2017, Артемовский городской суд (Приморский край))
Решение по делу 2а-825/2017

М-477/2017 (17.05.2017, Чистопольский городской суд (Республика Татарстан ))
Решение по делу 33а-3402/2017 (17.05.2017, Омский областной суд (Омская область))
Решение по делу 5-322/2017 (17.05.2017, Судебный участок Нижнетавдинского р-на №1)
Решение по делу 5-314/2017 (17.05.2017, Судебный участок Нижнетавдинского р-на №1)
Решение по делу 2а-362/2017

М-333/2017 (17.05.2017, Палласовский районный суд (Волгоградская область))
Решение по делу 2а-504/2017

М-450/2017 (17.05.2017, Лысьвенский городской суд (Пермский край))
Решение по делу 2а-2569/2017

М-1648/2017 (17.05.2017, Московский районный суд г. Чебоксары (Чувашская Республика ))
Решение по делу 2а-2571/2017

М-1649/2017 (17.05.2017, Московский районный суд г. Чебоксары (Чувашская Республика ))
Решение по делу 2а-1149/2017

М-909/2017 (16.05.2017, Георгиевский городской суд (Ставропольский край))
Решение по делу 2а-147/2017

М-90/2017 (16.05.2017, Тасеевский районный суд (Красноярский край))
Решение по делу 33а-6061/2017 (15.05.2017, Красноярский краевой суд (Красноярский край))
Решение по делу 33а-6061/2017 (15.05.2017, Красноярский краевой суд (Красноярский край))
Решение по делу 2а-927/2017

M-587/2017 (15.05.2017, Салаватский городской суд (Республика Башкортостан))
Решение по делу 2-817/2017

М-569/2017 (15.05.2017, Боровичский районный суд (Новгородская область))
Решение по делу 2а-3289/2017

М-2663/2017 (15.05.2017, Энгельсский районный суд (Саратовская область))
Решение по делу 33а-6298/2017 (12.05.2017, Самарский областной суд (Самарская область))
Решение по делу 33а-6182/2017 (12.05.2017, Самарский областной суд (Самарская область))
Решение по делу 33а-7141/2017 (12.05.2017, Верховный Суд Республики Татарстан (Республика Татарстан ))
Решение по делу 2а-131/2017

М-109/2017 (12.05.2017, Юрьевецкий районный суд (Ивановская область))
Решение по делу 33а-6380/2017 (12.05.2017, Самарский областной суд (Самарская область))
Решение по делу 33а-2639/2017 (12.05.2017, Вологодский областной суд (Вологодская область))
Решение по делу 33а-2591/2017 (12.05.2017, Вологодский областной суд (Вологодская область))
Решение по делу 2а-501/2017

М-458/2017 (12.05.2017, Кугарчинский районный суд (Республика Башкортостан))
Решение по делу 2а-302/2017

М-241/2017 (12.05.2017, Отрадненский городской суд (Самарская область))
Решение по делу 2а-301/2017

М-240/2017 (12.05.2017, Отрадненский городской суд (Самарская область))
Решение по делу 2а-300/2017

М-239/2017 (12.05.2017, Отрадненский городской суд (Самарская область))
Решение по делу 2а-1048/2017

М-910/2017 (12.05.2017, Комсомольский районный суд г. Тольятти (Самарская область))
Решение по делу 2а-305/2017

М-244/2017 (12.05.2017, Отрадненский городской суд (Самарская область))

Рекомендуем посмотреть: