+7 (499) 455 09 86  Москва

+7 (812) 332 53 16  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86
Москва и МО
+7 (812) 332 53 16
Санкт-Петербург и ЛО

Реструктуризация налоговой задолженности

Проблема взаимоотношения налогоплательщиков-предприятий и государства с каждым годом все более актуальна. Рост числа несостоятельных предприятий, отчасти, связано с невозможностью их в полной мере выполнить свои обязательства перед бюджетом. В настоящий момент более 30% предприятий имеют задолженность по налогам и сборам. Выходом из данной ситуации является реструктуризация задолженности. Этот метод выгоден не только для должника, но и для государства, поскольку является гарантом пополнения бюджета на сумму возникшей задолженности. Предприятия же смогут плавно выйти из сложившей кризисной ситуации, погашая задолженность на «льготных» условиях.

Реструктуризация — один из самых действенных инструментов урегулирования налоговой задолженности с целью финансового оздоровления предприятия. В узком смысле, реструктуризация налоговой задолженности — это перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.

В отличие от остальных видов переноса срока уплаты налога, реструктуризация имеет определенные преимущества:

— законодательством не установлен перечень оснований для применения реструктуризации;

— при реструктуризации списывается половина или вся задолженность по пеням и штрафам;

— распространяется на все налоги и сборы.

Общий срок реструктуризации составляет 10 лет, из них 6 лет приходятся на равномерную уплату задолженности по налогам и сборам, и 4 года на оплату пени и штрафов после оплаты основного долга.

По федеральным налогам реструктуризация проводится один раз и в случае нарушения сроков оплаты повторная реструктуризация не проводится.

Если все условия реструктуризации выполнены добросовестно, налогоплательщик имеет право на реструктуризации вновь возникшей задолженности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86 (Москва)
+7 (812) 332 53 16 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

Решение о реструктуризации производится на основании анализа финансового состояния предприятия, состояния расчетов с бюджетом. Реструктуризация долга возможна лишь в том случае, если анализ подтверждает способность должника выполнять свои обязательства по графику платежей.

Своевременное выполнения графика и погашение задолженности на 50% за 2 года дает право налогоплательщику списать 50% начисленных штрафов и пеней, а погашение 100% задолженности за 4 года, соответственно, является основанием для списания 100% пеней и штрафов.

В Ульяновской области право на реструктуризацию задолженности получили лишь незначительная часть сельскохозяйственных предприятия, в 2006 году их доля составила всего 27% от общей численности предприятий. В период с 2002 г. по 2006 г. в общей сложности было реструктуризировано 710,63 млн. руб. задолженности перед бюджетом (табл. 1).

Таблица 1- Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных предприятий в Ульяновской области.

Уже первое «испытание» реструктуризации задолженности, которое пришлось на конец 90-х годов, показало действенность данного инструмента. Оно позволил улучшить финансовое состояние многих предприятий путем нормализации процесса производства. Был снят арест на имущество, разблокированы расчетные счета, разграничились долгосрочные и краткосрочные обязательства, было приостановлено начисление пени и штрафов.

Но наряду с явными плюсами, реструктуризация повлекла за собой ряд негативных последствий. Возможность продлить срок уплаты и надежда на «списание» части задолженности повлекла за собой рост числа уклонений от уплаты налогов. Кроме того, поскольку срок реструктуризации составлял 10 лет, это приводило к обесценению части реструктуризированной задолженности.

Был нанесен ущерб государственному бюджету, так как сумма списанной задолженности по пеням и штрафам в связи с выполнением условий реструктуризации значительно превышала сумму начисленных и поступивших процентов на сумму реструктуризированной задолженности.

Все выявленные недостатки позволяют судить о несовершенстве данного инструмента. Для более эффективной работы необходимо создать модель реструктуризации, которая:

будет носить массовый характер, иными словами реструктуризацию смогут применять предприятия любой отрасли;

позволит рассчитать такой срок реструктуризации, который минимизирует потери бюджета от обесценений задолженности;

предоставит возможность предприятию самостоятельно разрабатывать график уплаты задолженности;

усилит контроль со стороны государства за проведением реструктуризации налоговой задолженности.

Так же, стоить принимать во внимания внешние и внутренние факторы, затрудняющие проведение реструктуризации на предприятии (таблица 2).

Таблица 2 – Факторы, затрудняющие проведение реструктуризации.

— ненадлежащее ведение финансового учета на предприятии.

Реструктуризация налоговой задолженности является одним из приоритетных направлений государственного налогового регулирования. Его модернизации позволит урегулировать взаимоотношения между предприятием и государством на взаимовыгодных условиях.

1. Маркелова, С.В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения / С.В. Маркелова. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 166 с.

2. Маркелова, С.В. Направления государственной поддержки деятельности сельскохозяйственных организаций Ульяновской области / С.В. Маркелова // Социально-экономическое развитие России в XXI веке: материалы V Международной научно-практической конференции. — Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. — С. 109-110.

3. Маркелова, С.В. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова // Финансовые и кредитные отношения в экономике (международный сборник научных трудов). – Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2008. — С. 70-78.

4. Маркелова. С.В. Финансово-экономическое состояние и налоговая нагрузка сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова, Г.Н. Карпова // Международная научно-практическая конференция «Интеграция и дезинтеграция в агропромышленном секторе экономики: традиционный и инновационный подходы». — Москва, 2009. – С. 786-794.

5. Маркелова, С.В. Основные способы адаптации хозяйствующих субъектов к требованиям налоговой системы / С.В. Маркелова // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы V Международной научно-практической конференции. — Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. — С. 61-66.

Перейти к обсуждению работы

Отказ организации-должника от исполнения обязательств по договорам.

Замена краткосрочных обязательств на долгосрочные.

Погашение задолженности путем передачи кредитору готовой продукции должника.

Погашение задолженности по обязательствам может происходить путем передачи кредитору при взаимном согласии сторон готовой продукции организации-должника, а также оказания ею услуг кредитору. Стоимость готовой продукции, а также стоимость и номенклатура услуг согласуются сторонами в специальном соглашении.

Следует иметь в виду, что для быстрейшего погашения кредиторской задолженности, выраженной в виде полученных за продукцию авансов и векселей к уплате, следует снизить длительность (ускорить) изготовление продукции в целях осуществления расчетов с кредиторами. Стоимость, качество и номенклатура продукции оговорены в соответствующих договорах с заказчиками.

Замена краткосрочных обязательств на долгосрочные осуществляется путем соглашения сторон об изменении соответствующих договоров и перенесения сроков платежей на период более 12 месяцев. Благодаря принятию такого решения улучшаются показатели ликвидности организации и создается некая возможность в будущем погасить долги.

В целях восстановления платежеспособности организации-должника могут быть использованы такие меры, предусмотренные ст. 450 ГК РФ, как отказ от исполнения ряда договоров, невыгодных для должника, и расторжение ряда совершенных должником сделок.

Односторонний отказ от исполнения договоров должника требует наличия двух признаков:

— договор полностью или частично не исполнен сторонами;

— исполнение договора повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах, или договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года), либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе, или имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника (например, договор предусматривает обязанность должника по внесению крупных инвестиций либо выдачу им поручительства по обязательствам контрагента перед третьими лицами).

Порядок проведения реструктуризации регулируется Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год и постановлениями Правительства РФ, а также региональными органами власти. Такие постановления и сопровождающие их документы принимаются ежегодно. В этих документах устанавливаются сроки и условия проведения реструктуризации, порядок определения суммы подлежащей реструктуризации задолженности, алгоритм принятия решений, права и обязанности предприятий и органов государственного управления.

Читайте также:  Арбитражный суд янао официальный сайт

Реструктуризация кредиторской задолженности проводится путем поэтапного ее погашения на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком. Величина задолженности определяется поданным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию.

Решение о реструктуризации задолженности в федеральный бюджет принимается Министерством РФ по налогам и сборам при наличии соответствующего заключения ФСФО.

Законодательство предъявляет особые требования к выбору организаций, которым разрешается реструктуризация. Одно из основных условий заключается в том, что в течение двух месяцев до подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию организация должна полностью вносить в федеральный бюджет и местные бюджеты текущие налоговые платежи. Обязательным условием является также наличие положительного заключения ФСФО или ее территориального органа о способности организации своевременно и в полном объеме в течение всего срока погашения задолженности уплачивать текущие обязательные платежи и проценты за пользование бюджетными средствами.

В случае принятия положительного решения организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты за пользование бюджетными средствами исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка, действующей со дня вступления в силу утвержденного постановлением Правительства РФ порядка реструктуризации. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

За организацией закреплено право досрочного погашения задолженности по налогам и сборам. Если она погашает половину реструктурируемой задолженности в течение 2 лет, а также вносит текущие налоговые платежи, Минфин РФ может списать половину долга по пеням и штрафам. Если срок погашения составит 4 года, задолженность по пеням и штрафам списывается полностью..

Реструктуризация налоговой задолженности

Вот уже два года как фирмы имеют право погасить накопившиеся долги по налогам и сборам на «льготных» условиях. По вполне объяснимым причинам не многие компании до сегодняшнего дня торопились воспользоваться благородством государства. Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов. Однако поправки, внесенные в Налоговый кодекс, вполне могут подтолкнуть предпринимателей в 2007 году пересмотреть свое отношение к реструктуризации.

Государство прощает долги

Замечательное словосочетание «реструктуризация задолженности» означает возможность погашения долгов по налогам, пеням и штрафам, которые налогоплательщик накопил в течение предыдущих лет. В последнее время к подобной процедуре прибегают не только те организации, которые работают по «белому», но и фирмы, «выводящие из тени» свою деятельность. Причем последних сейчас становится все больше, поскольку налоговики с завидным упорством вынуждают-таки компании перейти на «абсолютно белую» систему учета.

Погашение задолженности, некогда возникшей перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами, осуществляется по специальному графику, согласованному с налоговиками. Этот документ предусматривает последовательность покрытия долга равными платежами, которые перечисляются не реже одного раза в квартал. Максимальный срок реструктуризации – 10 лет. Правда, за компанией остается право досрочно погасить задолженность по налогам и сборам (п. 5 постановления правительства от 3 марта 1999 г. № 1002). Порой это необходимо, поскольку пока фирма не рассчитается с прошлыми долгами, она не имеет права на отсрочку платежей по текущим налогам (письмо Минфина от 5 апреля 2004 г. № 04-01-10/1-19).

Отметим, что невыполнение графика погашения задолженности, например, по одному из государственных внебюджетных фондов, вовсе не влечет прекращения реструктуризации задолженности по другим фондам (постановление правительства от 1 октября 2001 г. № 699). Кроме того, налоговики не вправе приостановить реструктуризацию, если фирма по тем или иным причинам не смогла своевременно уплатить проценты за пользование бюджетными средствами (постановление правительства от 3 сентября 1999 г. № 1002).

Льгота по пеням и штрафам

Если в течение двух лет компания покроет как минимум половину недоимки по налогам, то она может рассчитывать на списание 50 процентов суммы начисленных штрафов и пеней (п. 5 Порядка утвержденного постановлением правительства от 3 сентября 1999 г. № 1002). В том случае если фирма изъявила желание погасить имеющуюся задолженность в течение четырех лет и при этом своевременно перечисляет суммы по текущим налогам, то ее долги по пеням и штрафам спишут полностью. Причем фирме, решившей разделаться с долгами за четыре года и тем самым не платить штрафы и пени, вовсе не обязательно уплачивать половину задолженности в течение первых двух лет (письмо Минфина от 22 февраля 2001 г. № 04-01-10/1/7).

Что касается платежей во внебюджетные фонды, то организация также может получить некую «льготу»: уплатить за пять лет всю задолженность по обязательным платежам и лишь 15 процентов от соответствующих штрафов и пеней (п. 2 Порядка утвержденного постановлением правительства от 1 октября 2001 г. № 699). Оставшиеся 85 процентов компания может уже не перечислять, обнадеживают эксперты журнала «Московский бухгалтер».

Несмотря на общий положительный эффект, реструктуризация может привнести немало хлопот в жизнь бухгалтера. Дело в том, что порядок учета списанных сумм законодатели успели неоднократно поменять в течение последних двух лет.

Напомним, в 2005 году был принят Закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ (далее – Закон № 58-ФЗ), который с 1 января 2005 года (задним числом) отменил положения подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса в части штрафов и пеней. С этого момента фирмы должны были признавать списанные суммы налоговых санкций налогооблагаемым доходом. Однако законодательные акты, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, и соответственно нормы Закона № 58-ФЗ начали применяться лишь с 1 января 2006 года (письмо Минфина от 13 января 2006 г. № 03-03-02/5). Следовательно, если компания списала пени и штрафы в 2006 году, то ей придется их учитывать в составе внереализационных доходов.

Данная норма вызвала массу негодований со стороны компаний. К счастью, на сей раз они были услышаны. С легкой руки законодателей, с начала текущего года фирмы могут списывать без опаски не только налоги, но и суммы финансовых санкций, не увеличивая при этом базу по налогу на прибыль (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК).

Другой не менее проблемный вопрос: что делать с процентами, которые фирма платит за «пользование реструктуризацией»? В постановлении Президиума ВАС от 16 ноября 2004 г. № 5665/04 судьи указали, что уплату процентов нельзя признать расходом. Однако с тех пор в законодательстве произошли некоторые благостные для налогоплательщиков изменения. Закон № 58-ФЗ дал фирмам право включить проценты за пользование реструктуризацией в состав внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.

Как видим, сейчас компаниям как никогда выгодно заняться реструктуризацией задолженности. Тем более что государство предоставляет подобный шанс избавиться от налоговых долгов каждой отдельно взятой организации лишь один раз. Второго такого шанса уже не будет.

ФНС рассказала о реструктуризации задолженности по налогам

Налоговики подчеркнули, что не всегда долг по налогам возникает из-за управленческих ошибок. Таким компаниям налоговая служба готова идти навстречу.

Управление Федеральной налоговой службы по Москве рассказало. каким образом можно провести реструктуризацию задолженности по налогам. Специалисты сообщили, при соблюдении каких условий можно провести реструктуризацию и на какой срок налоговые органы могут дать отсрочку.

Читайте также:  Срок давности по исполнительному производству судебных приставов

В УФНС отметили, что в силу обстоятельств организациям приходится прибегать к процедуре урегулирования задолженности по налоговым платежам. Причем не всегда сложившаяся ситуация является результатом допущенных управленческих либо производственных ошибок. В частности, не поступивший вовремя денежный транш может притормозить не только исполнение контрактных, но и налоговых обязательств. В таких случаях государство идет навстречу налогоплательщику, позволяя воспользоваться иным порядком расчета с бюджетом.

Налоговики напомнили, что для организаций оборонно-промышленного комплекса, исполняющих государственный оборонный заказ, Правительство РФ специально разработало порядок и условия реструктуризации. В управлении рассказали, при соблюдении каких условий можно получить отсрочку:

  1. полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 1 месяца до 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации, а также полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, начисленных с 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации до 1-го числа месяца принятия решения о реструктуризации;
  • подача заявления о реструктуризации, к которому прилагаются следующие документы:

    а) выписка из сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса о наличии организации в его составе;

    б) справка федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующая стратегическая организация, подтверждающая участие организации в выполнении государственного оборонного заказа и включение организации в перечень стратегических организаций;

    в) документ, подтверждающий наличие и размер ранее предоставленных организации отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, срок действия которых не истек на день подачи заявления о реструктуризации;

    г) проект мирового соглашения с конкурсными кредиторами и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (далее — уполномоченный орган), предусматривающего в том числе погашение задолженности в порядке, установленном настоящим Постановлением (в случае возбуждения арбитражным судом в отношении организации производства по делу о банкротстве).

  • УФНС сообщило, что реструктуризация долгов проводится на срок не более 12 лет. Реструктурированную задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом организация погашает в течение восьми лет, а в течение следующих четырех лет — сумму долга по пеням и штрафам. Проценты с суммы уплачиваются ежегодно.

    Напомним, порядок работы Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений регламентирует постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506. Документ устанавливает, что ФНС обязана бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, о законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Также служба предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.

    Подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера» .

    Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

    3.3.1. Реструктуризация налоговой задолженности юридических лиц и проблемы пресечения налоговых преступлений.

    В настоящее время в Российской Федерации проводится

    реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и

    сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед

    100 федеральным бюджетом, порядок проведения которой утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. № 1002 (с последующими изменениями).

    При этом в процессе проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее -реструктуризация задолженности) важное значение имеет вопрос о размере сумм задолженности юридического лица по налогам и сборам, а также сумм задолженности по начисленным пеням и штрафам.

    Нередко в ходе расследования уголовных дел по фактам уклонения руководителей организаций от уплаты налогов устанавливается обстоятельство, оказывающее влияние на размер сумм задолженности юридического лица по налогам и сборам и, соответственно, пеням и штрафам, а также на ход дальнейшего расследования уголовного дела. Таким обстоятельством является реструктуризации налоговой задолженности юридического лица.

    В данном случае объективная сторона преступления может выражаться:

    — во включении в налоговую декларацию заведомо ложных сведений. В этой ситуации принятие решения о реструктуризации не влияет на процесс расследования уголовного дела (статья 199 УК РФ);

    в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам (статья 199.2 УК РФ).

    Однако сегодня нет единого критерия оценки правомерности расходования денежных средств налогоплательщиков — юридических лиц при наличии задолженности перед бюджетом. Ссылки на очередность платежей, предусмотренную ст. 855 ГК России, уже практически не принимаются во внимание прокуратурой и судом.

    По нашему мнению, при возбуждении уголовного дела по фактам сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, необходимо устанавливать личную корыстную заинтересованность должностных лиц

    101 организаций в получении имущественной выгоды, расходовании указанных средств на личные нужды или их присвоении.

    При совершении руководителем организации преступления, предусмотренного статьей 199, 199.2 УК РФ, органами внутренних дел должно быть возбуждено уголовное дело независимо от того, существует у данной организации право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам в соответствии с Порядком и сроками проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1002 от 03.09.1999 г. или нет.

    Следует отметить, что по каждому факту возбуждения уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 199 или 199.2 УК РФ следователям целесообразно информировать инспекции МНС. Таким образом, реструктуризация задолженности по налогам не может быть проведена, если по факту неуплаты данных налогов возбуждено уголовное дело. Если реструктуризация все же предоставляется после возбуждения уголовного дела, данное обстоятельство не влияет на принятие процессуального решения. В этом случае освобождение от наказания по основаниям ст. 80.1 УК РФ возможно только при полном реальном возмещении ущерба, вне зависимости от утвержденных ИМНС графиков платежей.

    Коснемся мнения органов прокуратуры по указанной проблематике. Можно выделить следующие мнения (позиции) органов прокуратуры (надзирающих прокуроров).

    1. Предоставляя право на реструктуризацию задолженности по налогам (иными словами предоставляя рассрочку), государство в лице ИМНС России, зная о просроченной недоимке, в добровольном порядке отказывается от единовременного взыскания сумм недоимки, а действия руководителей предприятий перестают быть общественно-опасными (т.е. фактически становятся правомочными). Уголовные дела, возбужденные после предоставления права на реструктуризацию, подлежат прекращению по реабилитирующим основаниям, при предоставлении права на рассрочку в ходе расследования уголовного дела, можно считать изменением обстановки с прекращением уголовного преследования.

    По мнению работников прокуратуры, при подписании соглашения о

    102 реструктуризации задолженности по налогам государством (в лице уполномоченных органов) применяется «налоговая амнистия» в отношении предприятий (организаций), имеющих долги по налоговым и иным платежам.

    По нашему мнению, решение о реструктуризации задолженности предприятия по налогам после окончания налогового преступления не препятствует возможности возбуждения уголовного дела и привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

    2. Некоторые прокуроры считают, что уголовные дела данной категории не имеют судебной перспективы и подлежат прекращению. Позиция прокуроров по данной проблематике заключается в том, чтобы не возбуждать уголовные дела, по которым проведена реструктуризация по налогам, а выносить предостережения о погашении задолженности. Возбужденные уголовные дела, в ходе расследования которых проведена реструктуризация, дальнейшим производством прекращать.

    С принятыми решениями о прекращении вследствие изменения обстановки по делам данной категории прокуратура соглашалась. Однако с начала 2003 года позиция прокуратуры изменилась — такие дела рекомендуется направлять в суд или прекращать за отсутствием состава преступления.

    3. Позиция прокуратуры некоторых регионов состоит в том, что при проведении на предприятиях реструктуризации задолженности по налоговым платежам в действиях должностных лиц таковых предприятий не усматривается объективная сторона уклонения от уплаты налогов с организации, в связи с чем уголовные дела, находящиеся в производстве, по указаниям прокуратуры прекращаются по различным основаниям.

    В частности, некоторые прокуроры районов и городов при обсуждении

    Жданной проблемы рекомендуют не возбуждать уголовные дела в отношении

    руководителей предприятий, на которых проведена реструктуризация

    задолженности по налогам, полагая, что в данной ситуации состав преступления

    по уклонению от уплаты налогов отсутствует.

    Отметим также, что некоторые специалисты и практики, считают, что к реструктуризации задолженности применимы положения статьи 62 НК России (обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога), в соответствии с которой срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

    возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; 2)

    проводится производство по делу о налоговом правонарушении, либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах; 3)

    имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

    При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога вышеуказанных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

    С нашей точки зрения, такая позиция является не совсем правильной, так как изменение срока уплаты налога и реструктуризация налоговой задолженности имеют различную правовую природу.

    В соответствии со ст.

    61 НК России изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срок уплаты налога или сбора на более поздний срок, который осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

    В соответствии со ст. 63 НК России органом, уполномоченным принимать решение об изменении срока уплаты налога, является Министерство финансов Российской Федерации.

    Таким образом, ни форма предоставляемой отсрочки, ни уполномоченный на представление отсрочки государственный орган не соответствуют порядку реструктуризации налоговой задолженности, решение о проведении которой принимается Правительством Российской Федерации и регулируется специальным постановлением.

    Следует отметить, что реструктуризация задолженности по налогам и сборам, предусмотренная Постановлением Правительства России № 1002 существенно повлияла на принятие процессуальных решений по уголовным делам о налоговых преступлениях. Как уже отмечалось, право на реструктуризацию задолженности по налогам расценивается прокуратурой некоторых регионов как налоговая амнистия.

    Представляется, что проведение в ходе следствия в организации реструктуризации по налогам может стать основанием для освобождения от

    104 наказания в связи с изменением обстановки, так как на основании решения государственного органа налогоплательщику устанавливаются иные сроки уплаты налогов. В связи с тем, что в законе отсутствует основание, предусматривающее прекращение уголовного дела в связи с проведением реструктуризации, однако факт уклонения от уплаты налогов имел место, считаем, что уголовное дело также должно быть возбуждено, а решение о прекращении дела необходимо принимать с учетом всех обстоятельств дела.

    Следует отметить, что намерение, либо принятие решения о реструктуризации задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам конкретного юридического лица не свидетельствует о наличии или отсутствии в действиях должностных лиц указанной организации состава налогового преступления.

    Реструктуризация задолженности организации не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела при наличии признаков уклонения от уплаты налогов или сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. В тоже время, осуществление реструктуризации налоговой задолженности, при условии документального подтверждения данного факта, может являться основанием для прекращения уголовного дела вследствие изменения обстановки.

    Однако данное положение может распространяться на субъектов преступления, предусмотренного только ч. 1 ст. 199 и ст. 199.2 УК РФ. В случае квалификации деяния по ч. 2 ст. 199 УК РФ освобождение лица от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК РФ) невозможно.

    При таких обстоятельствах, когда факты, установленные в ходе производства по уголовному делу, не оказывают влияния на проведение процесса реструктуризации задолженности возможно нарушение интересов государства в виде непоступления в бюджет части сумм налоговых или иных обязательных платежей.

    Таким образом, во избежание нарушения интересов государства в области финансовой и налоговой дисциплины при проведении реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед

    105 федеральным бюджетом представляется целесообразным внести изменения в пункт 3 действующего Порядка, установленного Постановлением

    Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. № 1002 (с соответствующими изменениями и дополнениями) следующего содержания:

    — «Организации, в отношении руководителей которой возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах может быть предоставлено право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет только при наличии вступившего в законную силу решения суда по уголовному делу или иного решения по уголовному делу.

    Заявление такой организации рассматривается при представлении ею документов о решении по уголовному делу»;

    «Решение о реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом не может быть принято, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее — заинтересованное лицо) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах и по делу не принято решения по существу».

    Кроме этого, считаем целесообразным, включить МВД России (в лице подразделений по налоговым преступлениям) в состав органов, принимающих участие в принятии решения о реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

    Читайте также:  Как узнать за что наложен арест на автомобиль судебными приставами
    Рекомендуем посмотреть: