+7 (499) 703 14 66  Москва

+7 (812) 309 83 27  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 703 14 66
Москва и МО
+7 (812) 309 83 27
Санкт-Петербург и ЛО

Профессиональный долг это обязанность

Долг — одна из основных категорий этики, поскольку сфера морали — это сфера лояжного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг — общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Иными словами, это превращение общего для всех требования нравственности в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его псмохению и определенной ситуации. Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста.

Профессиональный долг юриста — совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении юл своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключают промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.

Как составная часть общественного долга профессиональный долг юриста — осаова нравственных отношений в юридической деятельности.

Профессиональные долг юриста имеет объективную и субъективную стороны.

Объективная ся—м— долга состоит в том, что он подчинен решению высокой я справедливой задачи: защите личности, ее прав и законник интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда.

Субъективная ся—м— долга проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юрческого труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими как личные убеждения, исполняются доброммьно и целенаправленно. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости • правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный ясят юриста — центр связи всей совокупности моральных норм и принципов практической деятельности, которыми ов руководствуется. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое.

В долге теория преобразуется в практику, моральные прмнцзлы и нормы — в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу (ко—ежтив) на исполнение дела качест-

венно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет использовать физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 703 14 66 (Москва)
+7 (812) 309 83 27 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

Профессиональный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права — внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах содержится и моральная оценка поступков юриста. Для законодательства Украины характерно единство правовых и моральных предписаний. Напр. в требованиях юридически оформленного долга, выраженного в присяге прокурора, заключена также моральная оценка и правовая норма. В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были бы лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, которые не обладали бы правовой силой. Следовательно, в профессиональном долге правовая и нравственная стороны сливаются воедино.

Нельзя отождествлять профессиональный долг юриста с его юридической обязанностью. Юридическая обязанность юриста связана с его компетенцией, которая четко определена нормами права и влечет государственное принуждение в виде различных юридических санкций в случае се неисполнения. Понятие профессионального долга шире по объему, чем юридическая обязанность.

Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что:

1. включает в себя как обязанности правового характера, так и определенные моральные требования, предъявляемые к его профессии;

2. профессиональный долг реализуется не принудительной силой государственного контроля, а на основе внутренней убежденности, веления совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость. Напр. профессиональным долгом следователя являются установление и правильная оценка фактов, свидетельствующих о том, что лицу, вероятно, известны какие-либо относящиеся к расследуемому делу обстоятельства. При этом необходимо исключить необоснованный вызов лица на допрос, так как это приводит к беспокойству этого лица и бесполезной трате времени следователя. Или другой пример из практики США, связанный с профессиональным долгом адвоката по отношению к клиенту. Чтобы убедить клиента в том, что он делает все возможное для защи-

ты его интересов, адвокат, по рекомендации экспертов США, должен:

— отправлять клиенту копию каждого, составленного им, документа;

— посылать клиенту копии полученных им документов по делу;

— немедленно отвечать на звонки клиента;

— сообщать клиенту, в каком состоянии находится его дело;

— -в случае целесообразности, посетить место работы клиента или место, где ему был причинен ущерб и др.

Какие бы функции не выполнял юрист, существуют ситуации, когда непосредственно никто его не контролирует. Ни сила правового воздействия, ни влияние коллег, если они не совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, не могут быть гарантом того, что в процессе деятельности юрист не нарушит профессиональный долг.

Важным элементом нравственного долга является самодисциплина. Она предполагает наличие: (1) убеждений личности, которые постепенно складываются в процессе общественной жизнедеятельности; (2) чувств; (3) привычек; (4) самооценки человеком своих действий, побуждений, моральных качеств; (5) самовоспитания. Необходимо высокое развитие нравственного отношения к долгу, когда поступки не совершаются вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести; когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной.

Самодисциплина выступает как внутренняя готовность следовать требованиям закона, присяги и приказам руководства, осознаваемая как внутренние побуждения, как необходимость. Самое правильное, что может требовать общество от юриста, — готовность выполнить профессиональный долг не под давлением (от кого бы оно не исходило), а по совести, добровольно. Поэтому самодисциплина есть высоконравственное поведение, которое совершается на основе долга и совести.

Для надлежащего выполнения юристом своего профессионального долга большое значение имеют такие моральные факторы, как совесть, честь, репутация.

Совесть — внутреннее осознание нравственного долга и ответственности перед обществом, требующее самоконтроля, выполнения норм личного и служебного поведения, самокри-

тичной оценки поступков. Здесь долг и ответственность перед самим собой неразрывно связаны.

Совесть личности вообще и юриста в частности проявляется в различных формах:

1. нравственного удовлетворения (исполненный долг;

помощь человеку, нуждающемуся в ней; защита от посягательств преступника);

2. чувства стыда (при совершении безнравственного поступка; деяний, которые известны только лицу, их осуществившему).

Понятия чести раскрывает отношение человека к самому себе и к нему со стороны общества. Оно играет такую же роль во взаимоотношениях людей и регулировании личностью своего поведения, как и достоинство.

В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах отмечено, что достоинство личности является свойством, присущим всем представителям человеческого рода, из него вытекают неотъемлемые права, на нем основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Моральная ценность личности в понятии чести связыва-• ется с конкретным положением человека, родом его деятельности и моральными заслугами, которые за ним признаются. В отличие от понятия достоинства личности, основывающегося на принципе равенства всех людей в моральном и правовом отношениях, понятие чести, наоборот, дифференцирование оценивает людей. Такая оценка находит отражение в репутации. Честь требует от человека постоянного внимания к репутации, как собственной, так и коллектива.

Честь юриста — движущая сила всех нравственных поступков.

Честь следователя, адвоката, судьи, нотариуса и других неотделима от чести коллектива, в котором они работают. Поэтому они должны избегать поступков, который могли бы нанести урон их коллективу. Честь коллектива — честь конкретного юриста.

Понятия профессиональной чести и честолюбия тесно взаимосвязаны. Здоровое честолюбие должно быть у любого юриста, ибо оно определяет стремление занять в иерархической служебной пирамиде то место, которое соответствовало бы его способностям и затратам труда. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а, наоборот, раскрывает дополнительные резервы для его выполнения. Здоровое честолюбие юриста проявляется как мотив действий, которые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства,

приобретения влияния и веса, а также с целью заслужить официальное признание и связанные с ним уважение и награды.

Здоровее честолюбие — одна из предпосылок профессиональной карьеры. К сожалению, термин «карьера» скомпрометирован ложным пониманием термина «карьерист».

Профессиональная карьера — продвижение по службе, определяемое качеством выполняемой работы, занимаемой должностью, стажем и другими достоинствами личности.

Каждый вид юридической деятельности имеет специфику продвижения по служебной лестнице, порядок которой регламентируется законодательством. Так, порядок установления и присвоения классных чинов работникам прокуратуры определяется «Положением о классный чинах работников органов прокуратуры Украины» от 6.11.1991 года, в соответствии с которым присвоение классного чина производится, как правило, в последовательном порядке с учетом деловых и личных качеств работника в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы. Этим актом’ также предусмотрено понижение в чине работника прокуратуры в случае грубых нарушений служебного долга либо недостойного поведения.

Профессиональная карьера в органах внутренних дел связана с продвижением по службе и присвоением очередных специальных званий начальствующего состава органов внутренних дел (См. Приложение, а также § 16 главы 4). Противоположностью здоровому честолюбию является карьеризм, понимаемый в негативном смысле. Здесь он выступает как отрицательное моральное качество, характеризующее личность и ее поведение. Карьерист готов выполнять предъявляемые к нему требования лишь постольку, поскольку это способствует улучшению его личного положения, продвижению по службе. Для него жизненным принципом является не служение общему делу, а внешняя демонстрация своей приверженности указаниям высших официальных инстанций, чтобы его «заметили». Пагубным является безразличие карьериста к судьбам людей при стремлении занять важную должность. Юрист, обладающий большими государственно-властными полномочиями, продвигаясь по служебной лестнице, должен помнить, что нельзя использовать недозволенные аморальные приемы и средства для достижения своекорыстных целей. У юриста должны быть «чистые руки».

Читайте также:  Наложение ареста на имущество должника в исполнительном производстве

профессиональный долг

Одной из главных категорий этики долг, то есть отношение личности к обществу. Профессиональный долг отражает отношение к своему труду.

Чувство профессионального долга основывается на убеждении в жизненной необходимости согласования личных желаний с общественным долгом. Профессиональный долг предусматривает использование всех возможностей профессии для развития и укрепления могущества Родины. С этой точки зрения профессиональный долг студента можно рассматривать как стремление полного мере овладеть знаниями, умениями и навыками по избранной специальности, соблюдать профессиональной дисциплины, стать настоящим мастером своего дела, беречь профессиональные традиции, расширять профессиональные связи. Иными словами, наличие чувства профессионального долга является залогом и непременным условием высокого уровня профессионализма человека.

профессиональная честь

Это нравственная категория, отражающая достоинство и авторитет человека, занимающегося определенной деятельностью и связанные с этой деятельностью моральные заслуги. Профессиональная честь требует от работника поддерживать репутацию своей профессии, защищать интересы коллектива, к которому он принадлежит. Достижения и успехи отдельных людей каждой профессии формируют авторитет профессии. Так постепенно растет общественная значимость и ценность определенного вида деятельности, формируется профессиональная честь. Во время учебы в высшем учебном заведении студенты должны научиться по-настоящему ценить выбранную профессию, осознать ее общественное значение, приумножать ее добрую славу и защищать ее честь.

В условиях высшего учебного заведения честь каждого студента заключается в том, чтобы воспитывать в себе высокие нравственные качества, достичь значительных успехов в овладении своей специальности, преодолевать личные недостатки. В то же время молодой человек не должен оставаться равнодушным к негативному в поведении своих товарищей, однокурсников. Ведь профессиональная честь — это честь всей группы, всех, кто выбрал именно эту профессию.

профессиональная гордость

Это чувство связано с переживанием человеком своих успехов. Задачей высшего учебного заведения является воспитание у студентов чувства профессиональной гордости на его традициях, знакомство молодых людей с высокими достижениями выдающихся лиц, работавших или работающих в определенной сфере общественной деятельности. По мере овладения профессией юноши и девушки познают ее привлекательность, глубже вникают в ее содержание, проникаются чувством уважения к выбранной специальности и к людям, которые его прославили. Профессиональная гордость активизирует студента, направляет его на надлежащее изучение предметов, является мощным стимулом в освоении профессии. С развитием у молодежи чувства профессиональной гордости профессиональное воспитание становится более полным и содержательным.

профессиональная этика

Под профессиональной этикой понимают моральные принципы, связанные с поведением человека в сфере его профессиональной деятельности. Будущие специалисты должны осознавать, что они сами отвечают за свои поступки, каждый их шаг будет морально оценены. Только при этом условии они будут готовы к работе в профессиональном коллективе.

Важно, чтобы студенты знали нравственные требования по профессиям, они овладевают и качества, которые должны воспитать в себе, чтобы соответствовать этим требованиям. Усвоение норм профессиональной этики помогает молодому человеку быстрее профессионально адаптироваться.

Самым эффективным методом формирования у студентов необходимых нравственных качеств является личный пример преподавателя. Важно также учитывать и то, что основы профессиональной этики формируются в профессиональной деятельности, в непосредственном контакте с профессией. Поэтому руководители производственной практики должны обращать внимание студентов на соблюдение этических норм специалистами предприятий или учреждений, на которых проходит производственная практика, давать оценку отклонением от этих норм.

На современном этапе развития украинского государства важное значение приобретает формирование чувства патриотизма, национального самосознания студенческой молодежи как залог ее активного участия в социально-экономической деятельности. Поэтому учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении необходимо выстраивать таким образом, чтобы пробудить у студентов национальные чувства, воспитать в них уважение и любовь к своему народу, к его вечных нравственных и духовных достижений, а также самоуважение и гордость за свою Родину, и на этой основе формировать общественно значимые личностные черты гражданина Украины: национальное сознание, духовность, трудовую активность, морально-этическую, физическую, экологическую и правовую культуру.

Организуя воспитательную работу по патриотическому воспитанию, нужно учитывать, что в Украине исторически сложился широкий спектр регионально-политических и регионально-культурных различий, существует религиозная неоднородность и неоднозначное отношение населения ко многим событиям прошлого и современности и тому подобное. Однако именно патриотизм как высшая духовно-нравственная ценность должен объединять украинский народ, сохранить то, что на протяжении веков было его целью, — независимое государство.

Необходимость етнизации воспитательного процесса обусловлена тем, что на протяжении веков национальная основа уничтожалась. Это привело к массовому национального нигилизма, «яничарства». Молодом государстве Украине нужны национально сознательные граждане, которые чувствовали бы кровную причастность к своей земле, своему народу, своему государству, осознавали, что не существует в мире государства «вообще», а украинский, французский, немецкий государства и т.д. а соответственно и национально сознательный гражданин Украины, Франции, Германии.

В формировании патриотизма в студенческой молодежи важную роль играют экскурсии по историческим местам родного края, знакомство с бытом населения различных регионов, всего украинского народа; ознакомление с материалами краеведческого, этнографического, художественного музеев, музея украинской культуры и быта; выставок народных мастеров и др. Использование в воспитательном процессе историко-культурного наследия обогащает студенческую духовность, культуру, нравственность и способствует формированию национального сознания и патриотических рис.

Воспитательное воздействие на формирование национального самосознания оказывает также непосредственное участие студентов в подготовке и проведении национальных праздников Украины, что во многих высших учебных заведениях стало традицией: Новый год и Рождество Христово (1 и 7 января), День Соборности Украины (22 января), День защитника отечества (23 февраля), день Конституции Украины (28 июня), день Независимости Украины (24 августа), Международный день студентов (17 ноября) и др. Народный календарь пополняется общенациональными праздниками: День студента, День матери, День отца, День семьи. Предусматривает он и региональные торжества по случаю определенных исторических событий в прошлом, приуроченные специфическим видам трудовой деятельности (например, провода на пастбище в Карпатах).

Есть в народном календаре даты, связанные с религиозными праздниками: День Андрея (13 декабря), День Николая (19 декабря), Щедрый Вечер (13 января), Сочельник (6 января), Рождество (7 января), Крещение (19 января ), Пасха, Покрова Божьей (13 октября) и др.

Составной народного календаря является семейный календарь, который охватывает важные даты, вехи жизни семьи, каждого ее члена (дни рождения членов семьи, юбилеи свадьбы родителей, бабушки и дедушки).

В формировании национального сознания нельзя обходить проблемы языка и речи. Студенческая молодежь должна осознать, что без овладения государственным языком невозможно стать полноценным гражданином своего государства, патриотом Украины и просто интеллигентным человеком, квалифицированным специалистом любой отрасли хозяйства.

Богатый материал по патриотическому воспитанию вмещает курс делового украинского языка (ДУМ), цель которого — помочь студентам высших учебных заведений усовершенствовать знания по украинскому языку, овладеть ее стилевыми нормами, овладеть официально-деловой стиль общения, научить сознательно пользоваться богатой языковой палитрой, повысить уровень культуры речи.

При изучении украинского делового языка реализуется и воспитательная цель, которая заключается в воспитании у студентов уважения к языку страны, в которой они живут и учатся, стимулировании желания знать украинский язык и совершенствовать культуру речи, привитии средствами языка уважения и бережного отношения к народным традициям, истории, культуры, науки украинского народа, желание служить своей стране.

Согласно поставленной цели определены задачи курса:

— Повышать уровень практического владения украинским языком;

— Производить культуру речи;

— Способствовать развитию устной и письменной речевой деятельности студентов, приведет исчезновение суржика и свободное общение как на профессиональном уровне, так и в повседневной жизни;

— Научить работать с деловой документацией, составлять и анализировать деловые бумаги, необходимые в будущей профессиональной деятельности, повышать общекультурный уровень студентов;

— Воспитывать чувство национального достоинства и ответственности за свою страну и ее народ.

Совершенствование речевой культуры начинается с любви к родному языку, желание профессионально ею обладать, чувство собственной ответственности за язык. Культурный человек стремится совершенствования всех приобретенных знаний и умений. Этап профессиональной подготовки, овладение определенной специальности, ориентация на конкретные виды деятельности способствуют становлению речевой культуры специалиста. Ведь специалист с высшим образованием должен быть не только образцом профессиональной области, но и носителем и пропагандистом культурного поведения, культуры общения. Речь будущего специалиста должно соответствовать литературным нормам словоупотребления, морфологии, синтаксиса, чему способствуют тренировочные упражнения, которые стали обязательными на каждом занятии, поскольку формируют речевые умения и навыки студентов.

Необходимо убедить студентов, совершенствования речевой культуры развивает интеллект, создает профессиональный образ, социальный престиж.

С этой целью целесообразно в высших учебных заведениях ввести курсы «Основы страноведения», «Выразительное чтение», «Основы ораторского искусства», «Культура речевого общения», «Культура и техника речи», «Риторика» и др.

На основе такой воспитательной работы формируются основные составляющие национального самосознания: любовь к родной земле и своему народу, патриотизм и готовность защищать Украинское государство, совершенное владение украинским языком, духовная культура, уважение к родителям, культуры и истории, традиций и обычаев родного народа, трудолюбие, желание работать ради расцвета собственного государства, культура межличностного общения, глубокое осознание гражданской ответственности, чувства гордости за свою Родину и др.

Читайте также:  Расчет задолженности по алиментам калькулятор

Критерием сложившейся национального самосознания будут выступать имеющиеся базовые национальные, гражданские ценности личности, ценности семейного и личной жизни, которыми будущий специалист должен руководствоваться в жизни и профессиональном становлении.

Эффективность нравственного воспитания студентов определяют следующие факторы: создание в вузе психологического климата уважения к моральным нормам, правилам человеческого общежития; соответствие содержания нравственного воспитания его цели и уровню нравственного развития студентов, особенностей их будущей профессии; своевременное принятие воспитательных мероприятий, акцентирование внимания на предотвращении аморальным явлениям в студенческой среде; подтверждение декларируемых педагогами моральных принципов их моральной практикой, соответствующей самым высоким критериям нравственности.

2. Профессиональные совесть и долг

как ценности профессиональной деятельности юриста

Совесть и долг — один из основных категорий и норм этики. Кроме того, важнейшими требованиями практически всех систем профессиональной этики являются честность специалиста, следование голосу своей совести, долг перед обществом и другими людьми.

Совесть — это специфически человеческий, морально-психологический регулятор поведения человека. Вместе с долгом, честью, достоинством она позволяет человеку осоз­нать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора, перед другими людьми и перед обществом в целом.

В энциклопедическом словаре по этике совесть опреде­ляется как «способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое не­соответствие должному как собственное несовершенство». Совесть представляет собой важнейший механизм саморегу­ляции поведения человека. В качестве нравственного регулятива совесть возвышается над разного рода благоразумными или конъюктурными предостережениями и представляет со­бой автономный способ самоконтроля личностью собствен­ного соответствия или несоответствия общественным моральным ожиданиям.

Роль совести в нравственной жизни человека может трактоваться негативно и позитивно. Как негативное чувство совесть предстает укоряющей и предостерегающей, сво­его рода последней инстанцией, нравственным стражем по­ведения личности в самых разнообразных ситуациях, осо­бенно в тех, где контроль общественного мнения отсутствует или затруднен. В качестве формы морального самосознания и самоконтроля негативная совесть, так называемые «укоры совести», выражает осознание человеком неисполненности долга. Позитивная совесть рассматривается как призыв к со­вершенству. Выражения «спокойная совесть», «чистая со­весть» в обыденной речи означают осознание человеком ис­полненное своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации.

Профессиональная совесть представляет собой своеоб­разный сплав рационального осознания и чувственного пе­реживания в структуре личности профессионала. Она наибо­лее остро выражает ощущение моральной удовлетворенно­сти трудом, а также выступает в форме глубоких эмоцио­нальных переживаний в случае неспособности качественно и творчески выполнить профессиональные обязанности. Ины­ми словами, профессиональная совесть ориентирует специа­листа на исполнение и достижение совершенства в данном виде профессиональной деятельности, выражает моральную ответственность специалиста перед самим собой как субъек­том высших профессиональных ценностей и требований.

Выступая компонентом общего нравственного облика, «совестливости» личности, профессиональная совесть регу­лирует поведение личности, связанное с ее профессиональ­ной деятельностью, определяет установку профессионала на такие профессиональные действия, которые способны вы­звать состояние душевного равновесия, особого психологи­ческого комфорта, нравственного удовлетворения. Формиро­вание этой установки происходит в процессе профессионали­зации личности. Осознание «чистой» профессиональной со­вести может выражать ориентацию человека на достижение профессионального совершенства, на внутреннюю цельность и полноту профессионального сознания, одним словом, на профессионализм.

Осознание долга, как и совесть, в структуре нравствен­ного сознания личности играет роль одного из основных нравственно-психологических механизмов самоконтроля.

Понятие долга обозначает «нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведе­ния». В отличие от совести, долг, как правило, так или иначе мотивирован, он опирается на сознание и представляет собой рациональный механизм самосознания. В обыденном значе­нии долг рассматривается как подчинение человека общест­ву, осознание своих обязанностей, способ социализации, ин­тегрирования индивида в социум.

Категория «профессиональный долг» отражает тот ас­пект профессионально-нравственных отношений, который восходит к сущности любого профессионального дела и про­являет себя в виде побуждений к действиям, необходимым для осуществления профессиональных обязанностей. Про­фессиональный долг тесно связан с общественной жизнью. Многие авторы определяют профессиональный долг в широ­ком понимании этого слова как необходимость подчиняться общественной нравственности, осознание профессионалом своих обязанностей перед обществом, перед коллегами и пе­ред собой.

Профессиональный долг в узком смысле слова опреде­ляется профессиональным кодексом, который является нор­мативным представлением: он задает нормативную и пози­тивную концепции профессионального труда, нравственные приоритеты в данной профессии. Важность профессиональ­ного этического кодекса состоит в том, что он обеспечивает стандарт для оценки профессиональных действий и налагает ограничения как на стремление контролировать индивида со стороны общества, так и на неконтролируемые, не учиты­вающие общественные установления действия самого инди­вида.

Профессиональный долг можно определить и как выра­ботанное профессиональным содружеством представление об обязательствах перед обществом, которые специалисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в современной общественной жизни. Пре­ломляясь через личностное переживание каждым конкрет­ным специалистом обусловленных профессией этических требований, усвоение общего представления о профессио­нальном долге рождает личностное самоопределение про­фессионального долга, убеждение в необходимости личного участия в выполнении общественных требований к профес­сии.

Таким образом, объективной стороной профессиональ­ного долга являются реально существующие обязанности представителя данной профессиональной группы, нормы, принципы, лежащие в основе профессиональной морали; субъективной же стороной — степень осознания каждым кон­кретным работником этих обязанностей, установка на добро­совестное и творческое их выполнение, самоопределение профессионального долга, выражающееся в стремлении лич­но участвовать в реализации профессиональных идеалов.

Осознание профессионального долга часто выступает в виде профессиональной ответственности. Ответственность — это отношение зависимости человека от чего-то, восприни­маемого им в качестве определяющего основания для приня­тия решений и совершения действий. В современной иссле­довательской литературе различают:

— естественную ответственность, обусловленную созна­тельно принятым социальным статусом человека и осозна­ваемую как призвание;

— контракторную ответственность, обусловленную за­ключенными соглашениями (контрактами) и воспринимае­мую личностью как обязанность.

Кроме того, следует отличать ответственность как под­отчетность, т.е. ответственность, накладываемую групповы­ми, корпоративными, служебными обязанностями; и ответ­ственность, самостоятельно принимаемую личностью в каче­стве личного и универсализуемого долга.

В основе профессиональной ответственности лежит ре­ально существующая зависимость между результатом про­фессиональной деятельности и теми последствиями, которые она может иметь для общества и конкретных людей. Как правило, любая профессиональная деятельность ориентиро­вана на удовлетворение общественных потребностей и пото­му исходно стремится достичь такого результата, который бы устраивал потребителя. Однако в действительности это происходит не всегда, поэтому существенным моментом лю­бой профессиональной установки индивида является стрем­ление к максимальному соответствию результата или про­дукта своей деятельности, требуемому потребителем. Ощу­щение, рациональное осознание профессионалом возможно­сти несоответствия результата своей деятельности общест­венным ожиданиям и его стремление ликвидировать это воз­можное несоответствие реализуется в чувстве профессио­нальной ответственности.

Очевидно, что профессиональная ответственность обу­словлена сознательно принятым и реально существующим социально-профессиональным статусом личности. Профес­сиональная ответственность соединяет в себе черты как есте­ственной, так и контракторной ответственности. При этом контракторную профессиональную ответственность, накла­дываемую служебными обязанностями, в литературе часто определяют как служебную ответственность или подотчет­ность.

Профессионализм предусматривает неукоснительное исполнение профессионального долга, профессиональную ответственность за процесс и результат профессиональной деятельности применительно к каждой конкретной профес­сии. В этой связи важной характеристикой нравственного облика профессионала выступают понятия профессиональ­ной чести и профессионального достоинства.

Профессиональное достоинство — это характеристика личности профессионала с точки зрения его внутренней цен­ности, соответствия собственному профессиональному при­званию и назначению. Своей объективной стороной профес­сиональное достоинство восходит к такому обстоятельству, как место и реальная роль профессии в общественной жизни. В то же время категория «профессиональное достоин­ство» носит субъективно-оценочный характер — в индивиду­альном сознании профессионала профессиональное достоин­ство отражается в виде преставления о собственной значимо­сти в конкретной профессии, о своей личной ценности для данного профессионального сообщества. В структуре лично­сти профессионала профессиональное достоинство обретает также императивный характер: человек предписывает себе быть достойным.

Объективная сторона понятия «профессиональное дос­тоинство» отражена в категории «профессиональная честь». Профессиональная честь обусловлена реально существую­щим соотношением между нравственным уровнем профес­сии и ее общественным восприятием. В этом понятии выра­жается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества, а также признание профессионального достоинст­ва человека со стороны других людей. Осознание значимости своей профессии представителями данного профессиональ­ного сообщества является важной движущей силой форми­рования профессионализма.

Забота о формировании и поддержании профессио­нальной чести составляет основу профессионального достоинства личности и определяет самооценку работником своей профессиональной деятельности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг дру­га, поддерживают определенный, достаточно высокий уро­вень профессионально-нравственного сознания работника, способствуя тем самым укреплению нравственной состав­ляющей его профессионализма.

Вопросы для самоконтроля

1. Как формируется нравственная культура профессио­нала?

2. Что такое профессиональный долг?

3.В чем состоит специфика профессиональной совес­ти?

4. то такое профессиональное достоинство и профес­сиональная честь?

5. Как соотносятся понятия «профессиональная честь» и «профессиональная честность»?

Доцент С. Петров

профессиональный долг это:

Смотреть что такое «профессиональный долг» в других словарях:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ ПСИХОЛОГА — обязанности и ответственность, которую берет на себя психолог консультант как специалист и персонально несет за принимаемые им решения, предпринимаемые действия тогда, когда он консультирует клиентов … Словарь терминов по психологическому консультированию

Читайте также:  Арбитражный суд рд официальный сайт

профессиональный — ая, ое. professionnel < profession. 1. Отн. к профессии; связанный с какой л. профессией. Профессиональное разделение труда. Профессиональные болезни. БАС 1. И профессиональный долг платежом красен. К. Кушнер Фразы. //ЛГ 27.5. 1998. 2. Отн. к… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

профессиональный кодекс — deutsch: Berufsordnung f english: professional code Регламентирует исполнение профессиональных обязанностей и профессиональный долг различных специалистов в сфере здравоохранения. Врачебный кодекс устанавливается Врачебными палатами федеральных… … Русско-немецко-английский словарь по здравоохранению

Долг — (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора

ДОЛГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — система нравственных требований, обусловливающих эффективное осуществление педагогом профессиональной деятельности … Педагогический словарь

Актёры и персонажи сериала «Зона» — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/31 октября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия

Бабурова, Анастасия Эдуардовна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бабурова. Анастасия Бабурова Имя при рождении … Википедия

АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ, СССР, Одесская киностудия, 1989, цв.+ч/б, 156 мин. Экзистенциальная драма. В «Астеническом синдроме» К. Муратовой мы видим катастрофический распад личности, сформированной на основе интеллигентского мифа. Фильм, состоящий… … Энциклопедия кино

ПОМИНАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ — «ПОМИНАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ», Россия, ГУМАНИТАРНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СТРАТЕГИЯ/ТЕЛЕКОМПАНИЯ ЦЕНТР, 1993, цв. 25 мин. Документальный фильм. Фильм реквием журналистам, исполнявшим свой профессиональный долг в эти трагические дни, смонтирован из… … Энциклопедия кино

Профессиональный долг юриста

Долг – это из основных категорий этики, поскольку сфера морали – это сфера должного. Долг – общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Иными словами, это превращение общего для всех требования нравственности в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и определенной ситуации. Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста.

Профессиональный долг юриста – совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.

Как составная часть общественного долга профессиональный долг юриста – основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности.

Профессиональный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда.

Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг юриста – средоточие связи всей совокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональной практической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы – в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.

Профессиональный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права – внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах закреплена и моральная оценка поступков юристов. Для законодательства характерно единство правовых и моральных предписаний.

Нельзя отождествлять профессиональный долг юриста с его юридической обязанностью. Юридическая обязанность юриста связана с его компетенцией, которая четко определена нормами права и влечет государственное принуждение в виде различных юридически санкций в случае ее неисполнения.

Понятие профессионального долга шире по объему, чем юридическая обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что:

1)включает в себя как обязанности правового характера, так и определенные моральные требования, предъявляемые к его профессии;

2)профессиональный долг реализуются не принудительной силой государственного контроля, а на основе внутренней убежденности, веления совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость.

Какие бы функции не выполнял юрист, существует множество ситуаций, когда никто его непосредственно не контролирует со стороны. Ни сила правового воздействия, ни влияния коллег, если они не совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, не могут быть гарантом того, что в процессе своей деятельности конкретный юрист не нарушит свой профессиональный долг. Поэтому важнейшим элементом нравственного долга является самодисциплина.

Механизм самодисциплины охватывает: убеждения личности, постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности; чувства, привычки, самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств; самовоспитание. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной.

Для надлежащего выполнения юристом своего профессионального долга огромное значение имеют такие моральные факторы, как совесть, честь, репутация.

Совесть – это внутреннее осознание нравственного долга и ответственности перед обществом, требующее от личности самоконтроля, строгого выполнения норм личного и служебного поведения, самокритичной оценки собственных поступков. Здесь долг и ответственность перед самим собой неразрывно связаны.

Совесть личности вообще и юриста в особенности проявляется в различных формах:

Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оно играет такую же роль во взаимоотношениях людей и регулировании личностью своего поведения, что и достоинство. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах отмечено, что достоинство личности является свойством, присущим всем представителям человеческого рода, из него вытекают все неотъемлемые права и основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным положением человека, родом его деятельности и моральными заслугами, которые за ним признаются. В отличие от понятия достоинства личности, основывающегося на принципе равенства всех людей в моральном и правовом отношении, понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей. Такая оценка находит отражение в репутации. Соответственно честь требует от человека, чтобы он поддерживал ту репутацию, которой обладает сам или коллектив, в котором работает.

Честь юриста, т.е. профессиональная честь – это движущая сила всех нравственных поступков, которые проявляются при выполнении профессионального долга.

Честь следователя, адвоката, судьи, нотариуса и других неотделима от чести коллектива, в котором они работают. Поэтому они не могут позволить себе совершить поступок, который бы позорил своих товарищей по работе. Честь коллектива – это честь конкретного юриста.

Понятие профессиональной чести юриста тесно связано с понятием честолюбия. Здоровое честолюбие должно быть у любого юриста, ибо оно определяет стремление занять в иерархической служебной пирамиде то место, которое соответствовало бы способностям, затратам труда. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Здоровое честолюбие юриста проявляется как мотив действий, которые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства, приобретения влияния и веса, а также с целью заслужить официальное признание и связанные с ним почести и награды.

Здоровое честолюбие необходимо отождествлять с понятием профессиональной карьеры. К сожалению, данный термин скомпрометирован понятием «карьерист». Однако законодательство и юридическая практика нуждаются в нем.

Профессиональная карьера — это продвижение по службе, определяемое качеством выполнения работы, занимаемой должностью, стажем и другими достоинствами личности.

Противоположностью здоровому честолюбию является карьеризм, который выступает как отрицательное моральное качество, характеризующее личность человека и его поведение. Карьерист готов выполнять предъявляемые к нему требования лишь постольку, поскольку это способствует улучшению его личного положения, продвижению по службе. Для него жизненным принципом является не служение общему делу, а внешняя демонстрация своей приверженности указаниям высших официальных инстанций, чтобы его «заметили». Самым негативным является то, что карьерист в своем стремлении занять важную должность безразличен к судьбам людей. Поэтому юрист, обладающий большими государственно-властными полномочиями, продвигаясь по служебной лестнице должен помнить, что нельзя использовать грязных средств для достижения своекорыстных целей. У юриста всегда должны быть «чистые руки».

Рекомендуем посмотреть: