+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 938 42 63
Москва и МО
+7 (812) 467 32 84
Санкт-Петербург и ЛО

Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том что

1. Подоходный налог с физических лиц, взимавшийся в России в 2000 г. – это пример
регрессивного прямого налога
прогрессивного косвенного налога
регрессивного косвенного налога
прогрессивного прямого налога

2. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том. Что
часть национального продукта уходит за пределы страны
возрастают стимулы повышения эффективности производства
сокращается неравенство в доходах
возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода

3. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государственные закупки следует
увеличить более, чем на 20
увеличить на 20
увеличить менее, чем на 20
уменьшить на 20
уменьшить менее, чем на 20

4. Рынок ценных бумаг выполняет функции
централизации временно свободных средств и сбережений собственников для финансирования производства и строительства
роста дефицита текущего бюджета
сдерживание перелива капитала

5. Фиктивный капитал – это
титул собственности, дающий право на присвоение дохода в форме процента или дивиденда
капитал, воплощенный в машинах, сырье, материалах
разница между суммой цен акций, проданных учредителями на денежном рынке, и суммой реального капитала, вложенного ими в предприятие

6. Разбухание фиктивного капитала по сравнению с реальным связано
с понижением средней нормы процента
с уменьшением количества акционерных предприятий
с уменьшением акционерного капитала
с сокращением государственного долга

7. Фондовая биржа – это
постоянно действующий и управляемый рынок, на котором продаются и покупаются ценные бумаги
место, где продаются промышленные товары
биржа, специализирующаяся на торговле фьючерсными (срочными) контрактами

8. Увеличение отношения «наличность – депозиты» приведет к
уменьшению предложения денег
увеличению предложения денег
уменьшению спроса на деньги
увеличению спроса на деньги

9. Дивидендами называется
доля в акционерном капитале, свидетельствующая о праве собственности в компании
плата, взыскиваемая брокером с клиента за покупку и продажу ценных бумаг
документ, свидетельствующий о праве на владение имуществом, товаром, производством или о долге, который должен быть выплачен владельцу пенных бумаг
доля прибыли, выплачиваемая владельцам акций по решению собрания акционеров компании

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 938-42-63 (Москва)
+7 (812) 467-32-84 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

10. Демография – это
наука о народонаселении
наука о природных ресурсах
наука о доходах населения
наука об эффективности производства

11. Уровень безработицы – это
отношение численности безработных к численности рабочей силы
сумма уровней фрикционной и структурной безработицы
доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню занятости

12. По состоянию здоровья инженер переехал в другой город и из-за переезда не работал полтора месяца. Это должно быть учтено при исчислении
как фрикционной, так и структурной безработицы
циклической безработицы
фрикционной безработицы
структурной безработицы

13. В сказке «По щучьему веленью» Емеля не работает. Это
вносит вклад в увеличение структурной безработицы
вносит вклад в увеличение циклической безработицы
не вносит вклад в увеличение безработицы
вносит вклад в увеличение фрикционной безработицы

14. «Если человек в трудоспособном возрасте не работает, он является безработным». Это утверждение
неверно
верно
верно в том случае, если этот человек активно ищет работу
верно в том случае, если этот человек не учится в общеобразовательной школе или на дневном отделении вуза

15. Термин «демография» впервые был употреблен ученым
У. Петти
Р. Мальтусом
А. Гайаром
А. Смитом

16. Применяемые налоги можно оценить как регрессивные, если величина средней налоговой ставки:

а) растет с увеличением дохода;

б) не изменяется при изменении дохода;

в) сокращается с увеличением дохода;

17. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки:

а) не изменяется с увеличением дохода;

б) не изменяется с уменьшением дохода;

в) не изменяется при любом изменении дохода;

г) изменяется в соответствии с изменением дохода;

18. Фискальная политика является автоматической, если изменяются следующие параметры:

а) увеличивается ставка подоходного налога;

б) при неизменной ставке подоходного налога повышаются размеры налоговых поступлений;

в) повышаются размеры отчислений с заработной платы в пенсионный фонд.

19. Годовой государственный бюджет – это

а) план государственных доходов и расходов на год;

б) количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных правительством за год;

в) количество денег, имеющихся в наличии у правительства;

г) общая сумма всех поступлений в государственную казну за год.

20. Если общие поступления в государственный бюджет за год составят 1059 трлн. р. а расходы – 1151 трлн. р. то возникнет

а) бюджетный дефицит, снизятся объемы экспорта;

б) бюджетный дефицит, государственный долг будет расти;

в) бюджетный избыток, государственный долг будет расти;

г) бюджетный избыток, государственный долг будет снижаться.

21. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях

а) приведет к увеличению поступлений от этого налога;

б) является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории;

в) может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога;

г) приведет к снижению дефицита государственного бюджета.

22. Регрессивное налогообложение

а) делает невозможным выплату трансфертов государством;

б) приводит к тому, что налоги в основном выплачиваются фирмами, а не отдельными лицами;

в) может иметь место при взимании как прямых, так и косвенных налогов;

г) не приводит к перераспределению доходов в обществе.

23. Подоходный налог с физических лиц, взимавшийся в России в 2000 г. – это пример

а) регрессивного прямого налога;

б) прогрессивного косвенного налога;

в) регрессивного косвенного налога;

г) прогрессивного прямого налога.

24. После повышения ставок подоходного налога с физических лиц Марина, работая референтом, добилась от руководства повышения ей заработной платы. Это пример

а) переложения налогового бремени;

б) роста спроса на услуги референтов;

в) прогрессивного налогообложения;

г) ценовой дискриминации.

25. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том, что

а) часть национального продукта уходит за пределы страны;

б) возрастают стимулы повышения эффективности производства;

в) сокращается неравенство в доходах;

г) возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода.

26. Про какой из перечисленных ниже налогов можно утверждать, что все налоговое бремя неизбежно ляжет на непосредственного плательщика этого налога:

а) налог на прибыль предприятий;

б) подоходный налог с населения;

г) ни про один из перечисленных типов этого утверждать нельзя.

27. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государственные закупки следует:

а) увеличить более, чем на 20;

б) увеличить на 20;

в) увеличить менее, чем на 20;

г) уменьшить на 20;

д) уменьшить менее, чем на 20.

28. Экономика описана следующими данными: автономное потребление равно 200; предельная склонность к сбережению равна 0,1; ставка налогообложения t=0,2; инвестиции составляют 5, а государственные расходы равны 30. Фактический уровень безработицы превышает естественный на 2%, а коэффициент чувствительности колебаний ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Какое из нижеследующих утверждений окажется неверным в данной ситуации?

а) правительству необходимо проводить антиинфляционную политику и сокращать инфляционный разрыв;

б) правительству необходимо преодолевать рециссионный разрыв путем увеличения государственных расходов;

в) необходимое для стабилизация приращения государственных расходов окажется примерно в 3,5 раза меньше, чем величина разрыва.

Читайте также:  Кто выбивает долги по кредитам как они называются

Государственный долг не мюкет привести к банкротству
государства, так как оно:/ \

  • А) Может рефинансировать долгgt;

Б) Не может увеличить количество денег в обращении.
В) Всегда платит свои долги.
Г) Может позволить себе не возвращать долги.

  1. Если центральный банк стремится увеличить объем ВНП, то какие из перечисленных мер он не должен предпринимать?
  1. Увеличение доступности кредита.

Б) Увеличение инвестиционных расходов с целью повышения уровня общих расходов.

  1. Увеличение средств на текущих счетах.

ФіГ) Повышение процентных ставок с целью сделать кредиты более привлекательными для владельцев наличных денег.

  • 3. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:
  1. Будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла.

ь Б) Будет усиливать колебания в рамках экономического цикла.

  1. Будет стимулировать совокупный спрос.

Г) Не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень занятости.

  1. Одна из проблем государственного долга заключается в том, что:

А) Возрастают стимулы повышения эффективности производства.
Б) Сокращается неравенство в доходах.
« В) Часть национального продукта уходит за пределы страны.
Г) Возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода.

  1. Государственный долг — это сумма предшествующих:

А) Государственных расходов.
Б) Бюджетных излишков за вычетом бюджетных дефицитов.

  • В) Бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков.

Г) Бюджетных дефицитов.

  1. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:
  1. Сумма активов государства превышает размеры его обязательств.
  • Б) Сумма расходов государства превышает размеры налоговых поступлений.
  1. Расходы государства уменьшаются.

Г) Сумма налоговых поступлений сокращается.

  1. Финансы — это:
  1. Сумма денежных средств населения страны.

Б) Движение денег в процессе купли-продажи товаров.

  1. Денежные средства, привлекаемые коммерческими банками страны.

*¦ Г) Денежные отношения, посредством которых происходит формирование особых денежных фондов.

  1. Растущий внешний спрос на государственные облигации страны, вызванный более высокой процентной ставкой в этой стране:

«. А) Увеличивает внешний долг страны и международную ценность её валюты.
Б) Увеличивает внешний долг страны и уменьшает международную ценность её валюты.
В) Сокращает внешний долг страны и увеличивает международную ценность её валюты.
Г) Сокращает долг страны и уменьшает международную ценность её валюты.

  1. Когда международная ценность национальной валюты растет, то:

А) Наблюдается тенденция к увеличению экспорта.
Б) Наблюдается тенденция к сокращению экспорта.
« В) Наблюдается тенденция к сокращению чистого экспорта.
Г) Не происходит изменений в объемах экспорта и импорта.

  1. Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются:
  1. Суммой государственного долга.

Б) Суммой процентных выплат по долгу.

  1. Отношением размеров долга к объему ВНП.
  • Г) Отношением суммы процентных выплат по долгу к объему ВНП.
  1. Государственный долг выступает как обязательство го* сударства перед налогоплательщиками, так как:

» А) Основная масса государственных облигаций принадле.-, жит гражданам страны и национальным фирмам.

Б) Граждане являются получателями трансфертных платежей.
В) Население платит налоги в государственный бюджет.
Г) Налогоплательщики являются основными потребителями произведенных в стране товаров и услуг.

  1. Значительный бюджетный дефицит может привести к:
  1. Уменьшению ставки процента, сокращению международной ценности национальной валюты и увеличению объема чистого экспорта.
  • Б) Увеличению ставки процента, повышению международной ценности национальной валюты и уменьшению объема чистого экспорта.
  1. Увеличению ставки процента, повышению международ
    ной ценности национальной валюты и увеличению объема чистого экспорта.

Г) Уменьшению ставки процента, повышению международной ценности национальной валюты и увеличению объема чистого экспорта.

  1. При прочих равных условиях, крупный бюджетный дефицит в период полной занятости приводит к:
  1. Превышению экспорта над импортом.

^Б) Росту реальной процентной ставки.

  1. Снижению реальной процентной ставки.

Г) Сокращению международной ценности национальной валюты.

  1. Утверждение о том, что проблемы, связанные с растущим государственным долгом, имеют меньшее значение для экономики страны по сравнению с проблемами сокращения объема производства и роста безработицы, отражает точку зрения сторонников:

А) Ежегодно балансируемого бюджета.
Б) Бюджета, балансируемого на циклической основе.
*Ъ) Функциональных финансов.
Г) Кривой Лаффера.

  1. Госбюджет, сбалансированный на циклической основе, явился бы следствием:

А) Роста государственных расходов и увеличения налогов в период экономического спада.
Б) Сокращения государственных расходов и увеличения налогов в период экономического спада.

  • В) Роста государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада.

Г) Сокращения государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада.

  1. Какую из перечисленных функций не призван выполнять госбюджет?
  1. Распределительную.

*¦ Б) Эмиссионную.

  1. Контрольную.

Г) Регулирующую.

  1. Если налоговые ставки повышаются по мере роста облагаемого дохода, то они являются:
  • А) Прогрессивными.

Б) Твёрдыми.

  • В) Пропорциональными.

Г) Регрессивными.

  1. Кривая Лаффера выражает связь между размерами:
  1. Процентной ставки и инвестиций.

Б) Потребления и сбережений.

  1. Дохода и инвестиций.

-4 Г) Налоговой ставки и поступлений в бюджет.

  1. Государственный бюджет будет сбалансированным, если:
  1. Поступления в бюджет превышают запланированные.

« Б) Расходы правительства равны его доходам.

  1. Поступления в бюджет равны запланированным.

Г) Расходы правительства меньше его доходов.

  1. Сторонники функционального подхода к сбалансированию бюджета исходят из того, что:
  • А) Бюджетный дефицит не оказывает негативного влияния на развитие экономики.

Б) Бюджет должен быть сбалансирован ежегодно.
В) Рыночная экономика развивается равномерно, без резких колебаний.
Г) Бюджет должен быть сбалансирован в течение экономического цикла.

1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ…………………6

1.1 Основные определения, показатели и проблемы количественной оценки. …6

1.2 Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга………………………………………………………….….12

1.3 Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост………. 14

2. ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА………..18

2.1 Традиционная точка зрения на государственный долг……………………….18

2.2 Рикардианская точка зрения на государственный долг……………………….23

2.3 Потребители и будущие налоги………………………………………………. 28

3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ……………………………31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 45

Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющее нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг. Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги Федерального правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на этом уровне вряд ли есть повод для серьезного беспокойства. Государственный долг является в большей своей части долгом, который мы должны сами себе. Все граждане, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему. Любые выплачиваемые ими налоги представляют собой всего лишь уплату самим себе процентов либо суммы долга. На основе данного подхода долг сводится на нет, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам.
Существует и другое мнение, согласно которому государственный долг является гораздо менее серьезной проблемой, чем это может показаться. Обычно этот долг год от года становится все больше и больше, однако с течением времени увеличивается и масштаб экономики.
Для многих государств характерна следующая модель: государственный долг быстро увеличивается во время войн, так как государственные расходы в этот период особенно высоки, а затем, в мирное время, величина долга относительно ВНП постепенно уменьшалась. В любом случае основной причиной появления государственного долга является дефицит государственного бюджета.

Читайте также:  Исковое заявление о взыскании задолженности по коммунальным платежам

Актуальность темы заключается в том, что государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств. Проблема государственного долга уже давно носит характер одной из самых насущных в экономической жизни России и уже этим заслуживает самого пристального внимания со стороны различных исследователей.

Объект исследования — государственный долг.

Предметом исследования являются модели, связанные с рассмотрением государственного долга.

Цель работы состоит в изучении макроэкономических проблем государственного долга.

В соответствии с указанной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи :

-рассмотреть понятия бюджетного дефицита и государственного долга;

-выявить причины увеличения государственного долга;

— рассмотреть точки зрения на проблему государственного долга;

-выявить проблемы государственного долга РФ.

1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

1.1 Основные определения, показатели и проблемы количественной оценки

Государственный долг — общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков, государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. [5]
Итак, внешний долг — задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям.
Внутренний государственный долг — задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Частный долг — общий размер задолженности негосударственного сектора (коммерческих банков) владельцам частных ценных бумаг.
Государственный и частный долг являются элементами кругооборота «доходы-расходы». По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальными экономическими субъектами. Создание долга — это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы (например: правительство осуществляет займ у населения для оплаты государственных расходов). Если потребители и фирмы не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы приостановить растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Государственный долг напрямую связан бюджетным дефицитом. Если же сумма неуплаченного государственного долга возрастает и существует перспектива бюджетного дефицита, то возникает вопрос: проблема какого рода могут возникнуть в связи с растущим государственным долгом.
Имеются две основные причины того, почему государственный долг может стать серьезной проблемой. Во-первых, рост государственного долга может сократить запас капитала в экономике. Допустим, тот, кто владеет государственным облигациями или казначейскими векселями, мог бы вместо этого вложить свои деньги в покупку акций или предоставление займов фирмам, финансируя тем самым их инвестиции в физический капитал. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины. С сокращением запасов акционерного капитала потенциальный выпуск продукции будет меньше, чем он мог бы быть в противном случае. А это означает, что наличие бюджетного дефицита приводит к снижению уровня жизни в будущем.
А вторая причина возможного беспокойства по поводу наличия в экономике государственного долга заключается в том, что процентные платежи по этому долгу могут стать очень большими. Правительству приходится регулярно выплачивать проценты по долгу. Один вариант решения данной проблемы – это увеличение налогов. Однако, налогообложение влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике. Так, например, если подоходные налоги снижают само желание работать, то налоги, увеличенные с целью выплатить проценты по долгу, приводят к сокращению выпуска продукции.
Кроме того, правительство, добывая необходимые ему суммы путем увеличения налогов, может столкнуться с разного рода политическими проблемами. Если долг велик, то следовательно, и процентные платежи являются достаточно высокими. Однако, именно из-за того, что процентные платежи высоки, правительство, вынуждено прибегать к новым займам, а это означает дальнейшее нарастание государственного долга.
В действительности существует альтернативный источник финансирования: для финансирования бюджетного дефицита правительство может просто начать печатать деньги. Вероятно, именно возможность того, что огромный государственный долг и ставший привычным дефицит бюджета в конечном счете приведут к печати дополнительного количества денег, а следовательно, к инфляции, и является основной причиной широко распространенных страхов по поводу существования бюджетного дефицита.
Однако, между государственным долгом, бюджетным дефицитом и миссией дополнительного количества денег не существует автоматической связи. Правительство может в течении длительного времени иметь дефицит государственного бюджета, не сталкиваясь с серьезными проблемами. А при условии, что дефицит будет небольшим, его можно сохранять практически постоянно. Если бюджетный дефицит достаточно мал, то величина государственного долга относительно объема ВНП может даже уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита бюджета. Причина заключается в том, что если в экономике страны существует устойчивый рост долгов, то государственный долг может также расти, не выходя за пределы допустимой границы. И только тогда, когда дефицит становится настолько велик, что рост государственного долга будет значительно опережать рост доходов. В экономике возможен определенный ряд проблем.
Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:
1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.
2) Важная статья государственных расходов — обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).
Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD, где D -величина государственного долга, Rr-реальная ставка процента, Rn- номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину pD, так как, по уравнению Фишера, p=Rn- Rr. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так как в периоды роста инфляции .[1]
Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом уровне, как правило, не учитывается состояние бюджетов субъектов (областей) данного государства, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение.
4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом государственного бюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.
К числу квазифискальных операций относятся:
а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти кредиты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели «плохих долгов» в переходных экономиках весьма значительны;
в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показателизадолженности. [1]

Читайте также:  Ходатайство о приобщении к материалам дела в арбитражном суде образец

Крупный долг действительно может породить вполне реальные проблемы. Внешний долг-то есть долговые обязательства государства перед иностранными гражданами и институтами — действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является «задолженностью самим себе», и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам.

Ограничение фискальной политики

Крупный и растущий государственный долг затрудняет для политиков применение фискальных мер в периоды спада. Крупный и растущий государственный долг ставит политические барьеры на пути применения антикризисных фискальных мер.

Эффект вытеснения и накопления капитала

Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме. Государственный долг все же может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую «национальную фабрику». Такое событие связано с эффектом вытеснения. который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.

Предположим, что экономика функционирует на уровне производства при полной занятости и что бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем или иным причинам правительство увеличило объем своих расходов. Прирост государственных расходов скажется в первую очередь на тех, кто живет в это время. Вспомним кривую производственных возможностей, но только с товарами госсектора на одной оси и товарами частного сектора — на другой. В экономике, достигшей полной занятости, увеличение государственных расходов смещает экономику вдоль кривой по направлению к оси товаров госсектора, что означает сокращение частного производства.

Но в частном секторе производятся как потребительские, так и инвестиционные (капитальные) товары. Если увеличение производства в государственном секторе происходит за счет потребительских товаров, то все бремя этого в форме более низкого уровня жизни ляжет на плечи нынешнего поколения, поскольку не затронет ни текущий уровень инвестиций, ни, следовательно, размер «национальной фабрики», которую унаследуют грядущие поколения. Если же увеличение производства в госсекторе ведет к сокращению производства инвестиционных товаров, то это никак не отразится на уровне потребления (уровне жизни) нынешнего поколения. Но детям и внукам этого поколения в будущем достанутся меньший запас основных фондов (накопленного капитала) и более низкий доход.

Давайте рассмотрим два сценария развития событий, которые ведут к разным результатам.

Первый сценарий — допустим, что упомянутое нами увеличение государственных расходов финансируется за счет повышения налогов — скажем, индивидуального подоходного налога. Как известно, бульшая часть дохода используется на потребление, поэтому потребительские расходы сократятся почти на столько же, на сколько возросли налоги. Таким образом, основное бремя увеличения государственных расходов примет на себя нынешнее поколение: ему достанется меньше потребительских товаров.

Второй сценарий — теперь предположим, что увеличение государственных расходов финансируется за счет наращивания государственного долга. Это означает, что правительство выходит на денежный рынок и вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частными заемщиками. При данном уровне предложения денег это увеличение спроса на деньги приведет к росту процентной ставки, то есть «цены», уплачиваемой за пользование деньгами.

Эффект вытеснения заключается в том, что при фиксированной кривой спроса на инвестиции Id1 повышение процентной ставки, вызванное дефицитным финансированием государственных расходов, ведет к сокращению частных инвестиционных расходов и уменьшению размера «национальной фабрики», которая достанется в наследство грядущим поколениям. В данном случае повышение процентной ставки с 6 до 10% вытесняет 10 млрд. дол. частных инвестиций. Однако, если изначально экономика переживает спад, то дефицитное финансирование способно породить у предпринимателей благоприятные ожидания будущих прибылей и сместить кривую спроса на инвестиции от Id1 к Id2. Такой сдвиг может частично или полностью перекрыть эффект вытеснения.

Но у наших рассуждений есть два ограничения, из-за которых может оказаться, что экономическое бремя, перекладываемое на плечи грядущих поколений, на самом деле куда меньше, если вообще существует.

1. Государственные инвестиции — в наших рассуждениях мы не принимали во внимание характер прироста государственных расходов. Продукция государственного сектора, равно как и продукция частного производства, включает в себя и потребительские и инвестиционные товары. Если прирост государственных расходов складывается из затрат потребительского характера — субсидий на школьные завтраки или оплаты автомобилей для правительственных чиновников, — тогда вывод из нашего второго сценария, согласно которому в результате роста долга его бремя перекладывается на грядущие поколения, вполне справедлив. Но что, если правительственные расходы носят инвестиционный характер, например, если это вложения в строительство автострад, портов, систем паводкового контроля или если это инвестиции в «человеческий капитал» — в образование, систему подготовки кадров, здравоохранение?

Как и частные расходы на машины и оборудование, государственные инвестиции укрепляют будущий производственный потенциал экономики. Следовательно, в этом случае запас накопленного капитала, который поступит в распоряжение будущих поколений, не должен сократиться, скорее, изменится его структура: увеличится доля государственного капитала и уменьшится доля частного.

2. Безработица — другое ограничение связано с нашим предположением о том, что первоначально рост государственных расходов происходит в экономике, достигшей полной занятости. И вновь кривая производственных возможностей напоминает нам о том, что если экономика не достигла уровня полной занятости, или, графически, соответствует точке на кривой производственных возможностей, то увеличение государственных расходов может переместить экономику ближе к кривой без всякого ущерба для текущего потребления или накопления капитала. Следовательно, если в экономике изначально существует безработица, дефицитное финансирование государственных расходов не обязательно создает бремя для будущих поколений в форме сокращения размеров «национальной фабрики».

Рекомендуем посмотреть: