+7 (499) 455 09 86  Москва

+7 (812) 332 53 16  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86
Москва и МО
+7 (812) 332 53 16
Санкт-Петербург и ЛО

Налоги не должны мешать производству

1.2 Принципы налогообложения

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г. впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86 (Москва)
+7 (812) 332 53 16 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в. когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Глава 2. Налоговая система

1. Направления развития системы налогообложения в России

Реформирование налоговой системы — это ее преобразование, исходя из направлений государственной политики. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения являет­ся стремление превратить налоговую систему в образец справедливо­сти, простоты, эффективности. Одна из ключевых задач реформы — снятие всех налоговых преград для экономического роста.

В настоящее время одним из препятствий на этом пути является не­высокая эффективность государственного управления, вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. Налогообло­жение в России имеет ярко выраженный фискальный интерес, а роль его регулирующей функции принижена. Именно поэтому необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета. «Налоги не должны мешать производству», — отмечал итальянский профессор финансового права Ф. С. Нитти (1868-1953). Однако сложившаяся си­стема налогообложения вытесняет капиталы из производственного сек­тора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процес­су, поскольку блокирует основной источник внутренних инвестиций — добавочный доход.

Налоговой системе присущи и другие изъяны. Это недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвес­тиционной, инновационной и предпринимательской активности; зна­чительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирую­щие развитие теневой экономики. Следует выделить нестабильность, сложность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогооб­ложения, приводящие к большим затратам на ведение учета и содер­жание налоговых органов. В условиях перманентной налоговой рефор­мы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, соче­тать интересы бизнеса с законными требованиями государства.

В конце 90-х гг. XX в. в рамках структурной перестройки россий­ской экономики были определены три приоритетных направления развития и совершенствования системы налогообложения: 1) дости­жение стабильности и определенности налоговой системы; 2) сни­жение налогового бремени хозяйствующих субъектов; 3) повышение сбора налогов. По всем этим линиям можно отметить положитель­ные сдвиги и тенденции.

С точки зрения количественных параметров налоговой системы и с учетом изменений, которые предполагается реализовать в средне­срочной перспективе, целями налоговой политики являются: отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной пер­спективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы; унификация налоговых ставок; повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений; интеграция российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Основные параметры Программы социально-экономического разви­тия Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2010 г.) предусматривают:

• совершенствование налогового законодательства, в том числе за­вершение реформирования имущественных налогов, сокращение использования трансфертного ценообразования для уклонения от налогов. В среднесрочном периоде предполагается завершить ра­боту по переходу к использованию современных методов налого­обложения недвижимости физических лиц. Доходы от налогооб­ложения их недвижимого имущества будут составлять основной источник доходов местных бюджетов и основу фискальной авто­номии муниципальных властей. Предусматривается также совер­шенствование законов в части регулирования учетной политики налогоплательщиков. Основополагающим станет принцип, соглас­но которому учетная политика организации для целей налогообло­жения должна содержать все положения, по которым налоговое за­конодательство допускает вариантность методов учета и которые имеют место в деятельности данной организации;

• преобразование системы налогов. Оно затрагивает: а) изменение порядка исчисления и уплаты налога на добычу полезных иско­паемых в части его дифференциации, введения при разработке новых месторождений «налоговых каникул», применения стиму­лирующих коэффициентов; б) совершенствование взимания на­лога на добавленную стоимость и улучшение его администриро­вания, уменьшение ставки НДС; в) сохранение плоской шкалы налога на доходы физических лиц, постепенное увеличение на­логовых вычетов на образование и здравоохранение; г) введение консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций, что позволяет суммировать финансовый результат в целях обложе­ния налогоплательщиков, входящих в состав холдинга, и др.;

• создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности.

Так, предполагается расширение видов организа­ций, выполнение которыми НИОКР освобождает их от уплаты налога на добавленную стоимость. От обложения НДС также освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, про­граммы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микро­схем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использо­вание указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Инновационные предприя­тия смогут амортизировать основные средства, задействованные в научно-технической работе, в ускоренном порядке. Затраты на патентование и НИОКР фирмам-новаторам, применяющим уп­рощенную систему налогообложения, намечено относить к рас­ходам, уменьшающим налогооблагаемую базу;

• улучшение налогового администрирования с одновременным сни­жением административной нагрузки. Планируются упорядоче­ние проведения камеральных и выездных налоговых проверок, оптимизация процедур регистрации и постановки на учет нало­гоплательщиков, повышение стабильности и прозрачности нало­говой системы в целом;

• международное сотрудничество. В частности, это принятие необ­ходимых мер в области налоговой политики, направленных как на гармонизацию российского налогового законодательства с законо­дательством других стран, так и на присоединение к международ­ным налоговым соглашениям; принятие на себя обязательств в об­ласти международного сотрудничества налоговых и таможенных органов, обмена информацией.

Основные пути достижения указанных среднесрочных целей:

• модернизация информационных технологий, используемых нало­говыми органами. Ибо ежегодно в стране обрабатывается 85 млн налоговых деклараций, которые поступают на бумажных носите­лях (57,3%), дискетах (37,3%), по каналам связи (5,4%);

• повышение качества услуг, предоставляемых плательщикам. Это достигается и за счет применения новых технологий (считыва­ние штрихкода при сдаче деклараций, электронный документо­оборот, доступ налогоплательщика к лицевому счету);

• улучшение контрольной работы налоговой службы. Данное на­правление увязывается с внедрением в практику контроля сис­темного подхода к анализу финансово-хозяйственной деятельно­сти проверяемых объектов;

• сближение правил налогового и бухгалтерского учета для того, чтобы обеспечить значительное снижение затрат на формирова­ние налоговой отчетности;

• внедрение новых принципов работы налоговой службы, проведе­ние организационных преобразований в системе налоговых орга­нов. В первую очередь речь идет об отделах по работе с налогопла­тельщиками, по досудебному урегулированию налоговых споров (налоговому аудиту). Также будут внедрены административные регламенты деятельности налоговых органов, разработаны крите­рии оценки их деятельности, которые учитывают не только эффек­тивность мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налогоплательщиками в целом.

Таким образом, совершенствование налоговой системы в среднесроч­ной перспективе представляет собой некий компромисс между интереса­ми государства и налогоплательщиков. В ближайшие годы нововведения должны способствовать снижению налогового бремени, росту деловой активности хозяйствующих субъектов, повышению конкурентоспособ­ности, а также упрощению процедур налогового производства и налого­вого администрирования. Все текущие новации в сфере налогообложе­ния необходимо рассматривать с учетом этих положений.

Организационные принципы налогообложения

Принцип универсализации налогообложения. Не допускается установление дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налогов. Принцип означает, что каждый налог из все совокупности должен взиматься в такое время и такими способами которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщиков.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Поэтому недопустимо введение налогов, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободные перемещения в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип эффективности. Налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Реализация возможна при условии, что налог устанавливается не на произ-ный капитал, а на доход. Административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальны.

Принцип гласности. требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип определенности — одновременно налоговая система должна быть понятна и принята большей частью общества. Каждый должен знать какие налоги, в каком порядке и в какие сроки должен уплачивать.

Принцип одновременности обложения. Означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами.

Юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона.

Принцип равенства и справедливости. Суть состоит в обеспечении справедливого администрирования налога. Равенство гос-ва и налогоплательщиков. Налоговые законы должны прописывать права, обязанности и ответственность обеих сторон не допуская дискриминации.

Принцип приоритетности налогового законодательства. если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

Научный подход к формированию налоговой системы. величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность.

Олег Грищенко: «Налоги не должны мешать развитию производства»

Глава Саратова ОлегГрищенко прокомментировал свою позицию относительно так называемой "поправки Галкина", принятие которой готовится в региональном парламенте.

"Известно, что основными принципами налогообложения являются принципы эффективности, соразмерности и справедливости. Это означает, что налоги должны уплачиваться соразмерно доходам, они не должны мешать развитию производства, должны стимулировать экономический рост и хозяйственную активность. Особенно важно учитывать эти факторы в период экономического кризиса, который сегодня мы все переживаем.

Как глава города, который из года в год финансируется по остаточному принципу, и который в настоящий момент обеспечен финансовыми ресурсами чуть более чем на 30 процентов от потребности, я, конечно, рад появлению каждого потенциального доходного источника. Однако я твердо убежден, что при решении подобных вопросов необходимо соблюдать баланс интересов государства и предпринимательского сообщества. Не случайно рассматриваемый проект вызвал такой широкий общественный резонанс, ведь в сегодняшних условиях бизнес, особенно малый, балансирует на грани выживания, и мы просто не имеем права его добивать. При принятии решения необходимо учитывать экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития экономики, воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Делать сегодня шаги, ведущие предпринимателей к неминуемому банкротству, не просто безнравственно, но и экономически нецелесообразно, ведь завтра просто может быть не с кого взимать налоги.

Думаю, что принятие решения должно производиться взвешенно и крайне осторожно. Возможно, необходимо дополнительно проработать вопросы с объектами налогообложения, посмотрев на опыт других регионов, где под налогообложение по кадастровой стоимости подпадают только относительно крупные объекты площадью свыше 3 тыс. м. либо говорить о поэтапном поднятии размера налоговой ставки, либо пересмотреть иные критерии, поле для маневра достаточно широкое. Считаю, что необходимо обсуждение данного проекта на различных площадках, открытая дискуссия, позволяющая выработать правильное и сбалансированное решение", — отметил Олег Грищенко.

Свидетельство выдано 11 июля 2011 года Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Саратовской области.

При использовании материалов сайта — гиперссылка обязательна | Замечания и предложения направляйте по адресу red.vzsar@gmail.com

Телефон: (8452) 23-03-59 ; (8452) 23-60-02 ; (8452) 23-60-37 ; (8452) 23-62-25

Адрес редакции и учредителя: 410031, Саратов, ул. Комсомольская, 52

Разработка сайта — Вячеслав Павлов

Эссе по обществознанию на тему «Налоги» (11 класс)

Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Думаю, что великий французский философ Шарль Монтескье говорит здесь о проблеме сбора налогов. Я вполне согласна, что определение величины налога, собираемого с фирм и физических лиц, очень тонкая и сложная вещь, которая во многом определяет благосостояние общества, работу его фирм и мотивацию самих организаторов производства. Видимо, в переписке именно с ним, наша императрица Екатерина II высказала однажды мысль, что налоги – это паруса в корабле-государстве, которые могут или потопить корабль, обрушившись на него всей своей тяжестью, или вывести его в спокойную гавань. Монтескье абсолютно прав, говоря, что эта работа требует много «мудрости и ума».

Налоги – категория противоречивая. С одной стороны, они на более чем 80 % заполняют доходную часть бюджета, и гос-во заинтересовано в их увеличении, борясь с бюджетным дефицитом, обеспечивая содержание армии, образования, медицины, выплачивая всевозможные социальные пособия и выплаты. Но повышение налогов, т.е. по Монтескье, «той части, которую у подданных забирают», приводит к тому, что фирмы или уходят «в тень», или сокращают производство, или просто разоряются. В другом месте он говорит, что если некоторые лица платят слишком много – «их разорение обратится во вред обществу». А это чревато уменьшением налоговых поступлений во все бюджеты – федеральные, региональные и местные.

С момента своего возникновения гос-во всячески изощрялось в придумывании способов разрешить это противоречие. Вспомним нашего несчастного князя Игоря, убитого древлянами, или его жену Ольгу, которая справедливости ради, вынуждена была провести первую налоговую реформу на Руси и установить фиксированную дань. Может быть, наиболее показательной фигурой в истории нашей налоговой системы является Петр I, который постоянно нуждался в деньгах на войны и реформы. Благодаря своим финансовым мерам Петр увеличил сумму государственного дохода с 2 000 000 руб. в конце XVII в. до 10 186 000 руб. в 1725 г. В основном это было достигнуто путем увеличения косвенных налогов и введением подушной подати. При Петре была создана особенная должность «прибыльщиков», на обязанности которых лежало наблюдение за правильным поступлением в казну доходов и взыскание новых предметов обложения (из таких прибыльщиков особенно заметен Курбатов, который предложил ввести гербовую бумагу). Историки, правда, говорят, что к концу правления Петра I уровень жизни большинства крестьян «располагался между крайней бедностью и состоянием выживания».

Некоторые современные развивающиеся страны устанавливают чрезвычайно высокие предельные налоговые ставки даже на очень низкие доходы. Самые высокие предельные налоговые ставки — 60% и более — были установлены в Иране, Марокко, Доминиканской Республике, Зимбабве и Камеруне. Неудивительно, что в течение 80-х годов среднедушевой реальный валовой национальный продукт (ВНП) в этих странах снижался. В пяти развивающихся странах: Гонконге, Индонезии, Маврикии, Сингапуре и Малайзии, — предельные налоговые ставки были значительно ниже, и там наблюдался быстрый экономический рост.

Для понимания проблемы сбора налогов надо знать их функции. У налогов имеются четыре основные функции: фискальная, регулирующая (экономическая), распределительная и контрольная. Налоги являются важнейшими поступлениями в государственный бюджет. и в этом состоит их фискальная функция. В нашей стране более 80% доходов бюджета дают налог на прибыль, НДС, налог на доходы физических лиц, ресурсные платежи, таможенные пошлины и акцизы.

Помимо фискальной функции, налоги используются государством как средство регулирования экономики через установление налоговых льгот, снижение налоговых ставок и др. Эти меры оказывают влияние на изменение структуры и темпов развития производства, определяют величину издержек и прибыль предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и, таким образом, определяет уровень его жизни.

Третья функция заключается в том, что посредством налогов государство изымает часть доходов организаций и физических лиц, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на решение экономических и социальных задач.

Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц и на этой основе совершенствовать системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

При этом, конечно, гос-во должно соблюдать известные еще со времен А.Смита основные принципы налогообложения. принцип справедливости. который предполагает равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип определенности. заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику; принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика; принцип экономии. который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Конечно, в каждом государстве есть свои особенности взимания налогов, но эти особенности существуют в рамках, по крайней мере, 3-х налоговых систем. пропорциональной, прогрессивной и регрессивной. Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Пропорциональная система налогообложения предполагает, что налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода (плоская шкала). Регрессивное налогообложение — снижение ставки налога по мере увеличения уровня дохода налогоплательщика (НДС, лицензионный сбор за телевизоры в Великобритании).

Многих в нашей стране возмущает, что наша пропорциональная налоговая система предполагает одинаковый 13%-й налог для всех при нашем нынешнем большом социальном расслоении и люди требуют введения прогрессивной ставки для олигархов. Но – вспомним Депардье, который в 2012 году отказался от французского гражданства и принял российское, возмущенный прогрессивным налогом в 75% с дохода в 1 миллион евро на своей родине. Возможно, он не читал своего великого земляка Монтескье, но практичный ум актера и винодела подсказал ему это решение. Так поступят и наши олигархи и бюджет уменьшится!

Пожелаем же нашим законодателям « мудрости и ума» при определении величины налога.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ:
Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции и издательства: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Предельный объем государственного долга субъекта РФ
Рекомендуем посмотреть: