+7 (499) 455 09 86  Москва

+7 (812) 332 53 16  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86
Москва и МО
+7 (812) 332 53 16
Санкт-Петербург и ЛО

Надзор за исполнением законов судебными приставами

На прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами в полной мере распространяются все положения, закрепленные в гл. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе в ст. 21 этого закона, определяющей предмет надзора за исполнением законов. Поэтому, исходя из содержания данной нормы закона и специфики указанного законодательства, предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами являются: соблюдение Конституции РФ; исполнение федерального законодательства всеми структурными органами службы судебных приставов, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых должностными лицами служб судебных приставов.

Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и главным образом это законность действий и принимаемых судебными приставами-исполнителями правовых актов, а также полное их соответствие законам.

Основные задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами прежде всего вытекают и в основном определяются как содержанием законодательства об их деятельности, так и п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Эти задачи можно определить следующим образом:

– обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности в деятельности судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;

– своевременное, полное выявление, устранение и пресечение нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, реальное восстановление нарушенных прав, привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законом;

– соблюдение законности судебными приставами при принятии мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов и осуществлении властных полномочий в процессе принудительного исполнения решений судов и иных органов, а также защита прав и интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства. Прокурор прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.

Надзор за исполнением законов судебными приставами

Надзор за исполнением законов судебными приставами – это новое направление в деятельности прокуратуры. связанное с принятием Федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118 – ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119 – ФЗ «Об исполнительном производстве ». Судебные приставы делятся на судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

При надзоре за судебными приставами-исполнителями прокурор проверяет, приняты ли меры по исполнительным документам судебных органов, рассмотрены ли заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства. заявленные судебным приставам-исполнителям, а также законно ли наложен арест на имущество судебным приставом-исполнителем, приняты ли меры по розыску должника, правильно ли осуществляется проверка судебными приставами-исполнителями исполнительных документов у должностных лиц органов и учреждений.


При надзоре за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов прокурор проверяет, обеспечена ли безопасность судьи. лиц, участвующих в процессе и иных лиц, безопасность в судебном заседании, подготовлено ли судебное помещение для судопроизводства, доставлены ли вещественные доказательства по данному разбирательству, выполнены ли распоряжения и исполнительные решения судьи; соответствует ли закону привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, соблюдается ли применение судебным приставом физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия. взаимодействует ли судебный пристав с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей по вопросам их охраны и безопасности, соблюдаются ли сроки исполнения исполнительных листов:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86 (Москва)
+7 (812) 332 53 16 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!
  1. исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов. и судебных приказов – в течение 3 лет;
  2. исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, – в течение 3 месяцев;
  3. исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, – в течение 6 месяцев;
  4. оформленных в установленном в порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение 6 месяцев;
  5. удостоверений комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев;
  6. постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. в течение 3 месяцев (ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Ахетова О.С. Прокуратура и прокурорский надзор. 2008

uristinfo.net

Страница 1 из 4

Глава 13. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

13.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
13.2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
13.3. Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами
13.4. Проведение проверок исполнения законов судебными приставами
Вопросы для повторения
Задание

13.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

Читайте также:  Зарплата судьи арбитражного суда

Надзор за исполнением законов судебными приставами является новым направлением прокурорского надзора и обязан своим появлением изданию двух законодательных актов — федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве). В ст. 19 Закона о судебных приставах было закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Несмотря на сравнительно долгий период, прошедший с момента издания названных законов, которые вступили в силу в октябре 1997 г. законодательное подтверждение деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами нашла лишь в Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»». В какой-то мере это можно объяснить тем, что согласно ст. 25 Закона о судебных приставах полное функционирование службы судебных приставов должно было начаться с 1 января 1999 г. Следует отметить, что в рассматриваемом случае законодатель изменил сложившейся традиции, лишь дополнив ст. 1 Закона о прокуратуре соответствующей строкой. При этом в Закон не была включена дополнительная глава, конкретизирующая предмет этой надзорной отрасли и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами. Данное обстоятельство представляется существенным, поскольку полномочия прокуроров согласно ст. 129 Конституции РФ должны определяться федеральным законом. Законодательная неурегулированность этого вопроса создает трудности при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, мешает выработке единой практики надзора. Следует иметь в виду, что практика надзора в рассматриваемой области только еще складывается. Иными словами, здесь прокурорами только нарабатывается опыт организации и осуществления результативного прокурорского надзора. Пробел в законодательстве должен быть устранен путем включения в Закон о прокуратуре самостоятельной главы, посвященной прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами.
Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответствующими государственными органами (администрациями), исполняющими приговоры и иные решения судов (см. гл. 10 учебника). Что же касается применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов, то данное направление наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов (см. гл. 7 учебника). Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является соблюдение прав граждан, относительно которых приняты судебные решения.
Предметом данного направления можно считать исполнение законов судебными приставами и в первую очередь законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов. При этом было бы неверным утверждать, что только за исполнением названных выше законов о судебных приставах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры. Предметом прокурорского надзора в данном случае является также исполнение судебными приставами всякого иного законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. К числу таких актов следует в первую очередь отнести федеральные законы от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и ряд других.
Согласно ст. 5 Закона о судебных приставах систему органов принудительного исполнения судебных решений и актов иных органов составляют Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы.
При этом Закон о судебных приставах корреспондирует вопросы определения организации деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ федеральным конституционным законам об этих судах. Думается, что данный вопрос следовало бы отразить в рассматриваемом Законе.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1316 утверждено Положение о Федеральеной службе судебных приставов, определяющее организационные основы деятельности данного федерального органа исполнительной власти.
Функционально судебные приставы подразделяются на две категории:
1) приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах;
2) приставов-исполнителей, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве. Данное разделение и предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами.
Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами способствует совершенствованию их деятельности, а стало быть, обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений, что в свою очередь положительно сказывается на авторитете судей.

Читайте также:  Арест имущества должника судебными приставами основания и исключения

Лекция 11. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

Предмет и пределы надзора за исполнением законов судебными приставами

Исполнение законов судебными приставами вошло в число специализированных приоритетных направлений прокурорского надзора в конце 90-х гг. XX в. когда были приняты Закон о судебных приставах и Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", который в последующем утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее — Закон об исполнительном производстве). Названные законодательные акты имели своей целью закрепление правовых основ деятельности нового для Российской Федерации института исполнительной власти — органов принудительного исполнения судебных решений и актов несудебных органов, поскольку состояние законности в сфере исполнения судебных решений было крайне низким. Функционирующие при судах судебные исполнители не обладали объемом надлежащих властных полномочий, бюджеты разных уровней недополучали назначенные, но реально не взысканные суммы штрафов и иных платежей, а вступление в 1996 г. России в Совет Европы с последующей ратификацией в 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предполагало наличие эффективных сил и средств, позволяющих оперативно реагировать на факты игнорирования должниками своих обязанностей.

В ст. 19 Закона о судебных приставах было закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Дальнейшее закрепление деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами нашло в Федеральном законе от 10.02.1999 № 31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"", дополнившем ст. 1 Закона о прокуратуре, положив начало существованию новой отрасли прокурорского надзора1. В какой-то мере это объяснялось тем, что согласно ст. 25 Закона о судебных приставах полное функционирование службы судебных приставов началось с 1 января 1999 г.

Следует отметить, что в рассматриваемом случае законодатель изменил сложившейся традиции, лишь дополнив ст. 1 Закона о прокуратуре соответствующей строкой. При этом в Закон о прокуратуре не была включена дополнительная глава, конкретизирующая предмет этой надзорной отрасли и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами. Данное обстоятельство представляется существенным, поскольку полномочия прокуроров согласно ст. 129 Конституции РФ должны определяться федеральным законом. Законодательная неурегулированность этого вопроса создавала в начальный период трудности при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, мешала выработке единой практики надзора. Однако следует отметить, что практика надзора в рассматриваемой области уже сложилась. Прокурорами за прошедшие годы наработан опыт организации и осуществления результативного прокурорского надзора. Вместе с тем пробел в законодательстве должен быть устранен путем включения в Закон о прокуратуре самостоятельной главы, посвященной прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами.

Это направление надзора можно с учетом специфики деятельности судебных приставов-исполнителей рассматривать как подобие надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющими приговоры и иные решения судов но уголовным делам (см. гл. 12 настоящего издания), поскольку на службы судебных приставов ложится обязанность по исполнению такой меры наказания, как штраф (до 2004 г. эти же органы исполняли приговоры о конфискации имущества). В то же время с точки зрения применяемых на практике прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов данное направление наиболее близко к надзору за исполнением законов (см. гл. 8 настоящего издания). Надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к такой надзорной отрасли, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из специальных его задач выступает обеспечение соблюдения прав граждан, являющихся участниками исполнительного производства и выступающих как взыскателями, так и должниками.

Предметом данного направления надзора с учетом двухфункциональной сущности можно считать исполнение законов судебными приставами при осуществлении ими исполнительного производства, обеспечении установленного порядка деятельности судов, а также законность принимаемых правовых актов и решений. Кроме того, необходимо отметить, что начиная с 2002 г. судебные приставы осуществляют административно юрисдикционные полномочия (эта сфера, как отмечалось в гл. 8 настоящего издания, относится к числу приоритетных в рамках "общенадзорной" отрасли), а также расследуют в качестве дознавателей уголовные дела по семи статьям УК РФ. Во втором случае их деятельность охватывается предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие (см. гл. 10 настоящего издания).

Читайте также:  Первое коллекторское бюро официальный сайт должники

При этом было бы неверным утверждать, что только за исполнением названных выше законов о судебных приставах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры. Предметом прокурорского надзора в данном случае является также исполнение судебными приставами всякого иного законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. К числу таких актов следует в первую очередь отнести КоАП РФ, Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии", Закон о гражданской службе, Закон о противодействии коррупции и ряд других.

Систему органов принудительного исполнения судебных решений и актов иных органов составляют ФССП России и ее территориальные органы в субъектах РФ.

При этом Закон о судебных приставах корреспондирует вопросы определения организации деятельности службы судебных приставов в КС РФ и ВС РФ федеральным конституционным законам об этих судах. Поскольку данный вопрос так и не нашел отражения в соответствующих актах конституционного права, его следовало бы отразить в рассматриваемом Законе.

Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, определяющее организационные основы деятельности данного федерального органа исполнительной власти.

Функционально судебные приставы подразделяются па две категории:

1) приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах;

2) приставы-исполнители, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве.

Данное разделение и предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами, а значит, и пределы их надзорной деятельности.

Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в орбиту исполнительного производства.

Надзор за исполнением законов судебными приставами способствует совершенствованию их деятельности, а стало быть, обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений, что, в свою очередь, положительно сказывается на авторитете судей.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

Ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» устанавливает, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.

Ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» определяет, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Таким образом, надзор за исполнением законов судебными пристава­ми является одним из направлений прокурорского надзора. Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответ­ствующими государственными органами (администрация­ми), исполняющими приговоры и иные решения судов.

Прокурор­ский надзор за исполнением законов судебными пристава­ми близок:

    1. к прокурорскому над­зору за исполнением законов (следует из названия);
    2. к прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (поскольку одной из его за­дач является соблюдение прав граждан, относительно кото­рых приняты судебные решения).

Предметом данного направления прокурорского надзора является испол­нение законов судебными приставами:

    • законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов;
    • исполнение су­дебными приставами законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. (например, ФЗ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российс­кой Федерации», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ«Об ору­жии» и др.).

Функционально судебные приставы подразделяются на две категории:

    1. приставов по обеспечению установленного порядка де­ятельности судов (права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах);
    2. приставов-исполнителей (которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве).

Данное разделение и предопределяет компетенцию и пол­номочия соответствующих прокуроров по надзору за испол­нением законов судебными приставами.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

Основными задачами прокурорского надзора за исполнени­ем законов судебными приставами являются:

    1. обеспечение законности в их деятельности;
    2. защита прав и за­конных интересов физических и юридических лиц, относи­тельно которых были приняты судебные решения;

Задача обеспечения законности в деятельности судебных приставов связана с обеспечением:

    • законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ;
    • соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов;
    • соответствия законам решений судебных приставов.

Прокурор полномочен осуществлять надзор только за исполнением законов, т.е. надзор за исполнением иных нормативных правовых актов судебными приставами не входит в его компетенцию. находится за пределами его полномочий.

Рекомендуем посмотреть: