+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 938 42 63
Москва и МО
+7 (812) 467 32 84
Санкт-Петербург и ЛО

Место арбитражных судов в судебной системе РФ

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФсР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ. федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг. предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту. состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства.

Особенности арбитражного судопроизводства:

  • большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности;
  • область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве;
  • принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов (третейский суд, международный коммерческий арбитраж).

Роль арбитражного суда подчеркивается обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность согласно действующему законодательству.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 938-42-63 (Москва)
+7 (812) 467-32-84 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы. 2009

31. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РФ

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФсР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг. предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства.

Особенности арбитражного судопроизводства:

– большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности;

– область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве;

– принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов (третейский суд, международный коммерческий арбитраж).

Роль арбитражного суда подчеркивается обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность согласно действующему законодательству.

Читайте также:  Перевод должником своего долга на другое лицо допускается

Место арбитражных судов в российской судебной системе

В соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти.

Арбитражные суды – это специализированные судебные органы, которые осуществляют правосудие путем разрешения дел по экономическим спорам с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством.

Арбитражные суды в России являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ в качестве самостоятельной подсистемы, непосредственно не связанной с судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ, законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Организация и деятельность арбитражных судов регламентируется в настоящее время Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. и АПК РФ.

Статья 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) определяет, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Следует отметить, что новейшее законодательство об организации и деятельности арбитражных судов расширило круг дел, подведомственных арбитражному суду, передав в ведение этой системы ряд новых категорий дел:

− с участием иностранных организаций и граждан;

− дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

− дел о банкротстве предприятий.

Судопроизводство во всех арбитражных судах ведется только на русском языке. Участвующим в деле лицам, если они не владеют русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела и участия в судебных действиях с помощью переводчика. Обеспечение перевода – обязанность арбитражного суда.

1.9.1 Место арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации и их компетенция

Юриспруденция / Правоохранительные органы / 1.9.1 Место арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации и их компетенция

Арбитражные суды в Российской Федерации являются фе­деральными судами и входят в судебную систему РФ. Они были созданы в 1991 г. вместо органов государственного и ведом­ственного арбитража. Арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, наряду с Конститу­ционным судом РФ и судами общей юрисдикции.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации в со­ответствии с Федеральными конституционными законами от 31 декабря 1996 г. № 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и от 18 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации», составляют Высший арбитраж­ный суд РФ; федеральные арбитражные суды округов (их на­считывается 10); арбитражные апелляционные суды (их 20); арбитражные суды республик, краев, областей, городов феде­рального значения, автономной области, автономных округов (их 88).

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществля­ют правосудие путем разрешения экономических споров и рас­смотрения иных дел, отнесенных к их компетенции федераль­ными законами.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Феде­рации при рассмотрении подведомственных им споров являются :

· защита нарушенных или оспариваемых прав и закон­ных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной эконо­мической деятельности;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

За защитой нарушенного либо оспариваемого права в арбитражный суд вправе обратиться юридические лица, граждане, имеющие статус предпринимателя без образования юридического лица, а в случаях, когда этого требуют задачи защиты государственных и общественных интересов, – также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономи­ческим спорам, возникающим из гражданских, администра­тивных и иных правоотношений:

1) между юридическими лицами гражданами, осуществляющи­ми предпринимательскую деятельность без образования юриди­ческого лица и имеющими статус индивидуального предприни­мателя, приобретенный в установленном законом порядке;

2) между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным су­дом, в частности, относятся споры:

· о разногласиях по договору, заключение которого пре­дусмотрено законом или передача разногласий по кото­рому на разрешение арбитражного суда согласована сто­ронами;

· об изменении условий или о расторжении договоров;

· о неисполнении или ненадлежащем исполнении обяза­тельств;

· о признании права собственности;

· об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

· о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

· о возмещении убытков;

· о признании недействительными (полностью или час­тично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не со­ответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы орга­низаций и граждан;

· о защите чести, достоинства и деловой репутации;

· о признании не подлежащим исполнению исполнитель­ного или иного документа, по которому взыскание про­изводится в бесспорном (безакцептном) порядке;

Читайте также:  Сколько денег должно быть на счету для получения шенгенской визы

· об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в дру­гих случаях, когда такая регистрация предусмотрена за­коном;

· о взыскании с организаций и граждан штрафов госу­дарственными органами, органами местного самоуп­равления и иными органами, осуществляющими конт­рольные функции, если федеральным законом не пре­дусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

· о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением тре­бований закона или иного нормативного правового акта.

Арбитражный суд рассматривает также и иные дела, в том числе об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфе­ре предпринимательской и иной экономической деятельности; о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан.

Федеральным законом могут быть отнесены к подведом­ственности арбитражного суда и другие дела.

Арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием организаций и граждан Российской Федера­ции, а также иностранных организаций, организаций с иност­ранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмот­рено международным договором РФ.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости су­дей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбира­тельства дел.

Порядок производства в арбитражных судах имеет свои осо­бенности:

· во-первых, до передачи спора на разрешение арбитражно­го суда стороны должны принять все меры в досудебном по­рядке, установленном законом, по разрешению данного спо­ра (за исключением большинства споров в сфере управления с участием граждан-предпринимателей);

· во-вторых, по соглашению сторон спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение тре­тейского суда.

Вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуп­равления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Россий­ской Федераций.

Свежие записи

§ 1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации

Место и роль арбитражных судов в системе правоохранительных органов в целом сложились в результате существенных изменений на пути их исторического развития. Прототипом современных арбитражных судов в известной мере были коммерческие суды Российской империи, рассматривавшие торговые и вексельные дела, а также дела о торговой несостоятельности и банкротстве.
В послеоктябрьский период конфликты, возникающие между участниками хозяйственных отношений решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С переходом к новой экономической политике, в связи с расширением форм хозяйственных связей, возникла необходимость отделения функции разрешения хозяйственных споров от непосредственных функций управления производством, что и привело к образованию специальных арбитражных комиссий.
Арбитражные комиссии создавались на разных уровнях (СССР, в союзных республиках, облкрайисполкомах) и в различных формах: государственные арбитражи – для разрешения конфликтов межведомственного характера и ведомственные арбитражи – для регулирования внутриведомственных разногласий. В обоих случаях их сущность оставалась неизменной: это были органы в структурах исполнительной власти. Осуществляя судебную по форме функцию – разрешение споров, они не были и не могли быть независимыми, так как находились под прямым контролем государственных органов исполнительной власти и ею создавались.
На законодательном уровне вопрос о деятельности арбитражных органов впервые был решен Законом СССР от 30 ноября 1979 года «О государственном арбитраже в СССР», который и закрепил сложившиеся на практике место и роль арбитражных органов страны .
Перестройка политических, экономических и социальных основ государственной жизни России, расширение рыночных отношений на базе становления различных форм собственности с неизбежностью ставила в повестку дня вопрос о реформе арбитражных органов. Арбитраж, который до сих пор имел дело только с регулированием отношений между субъектами одной государственной формой собственности, надлежало превратить в независимый суд, имеющий дело с многообразием связей владельцев частной, государственной и муниципальной собственности.
Начало перелома относится к 1991 году, когда в Конституцию РСФСР была внесена новая редакция ст.163, согласно которой арбитражные органы преобразовывались в арбитражные суды. Конституционная новелла была реализована принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде», который с дополнениями и изменениями действовал до 1995 года .
Дальнейшее становление и развитие системы арбитражных судов связано с принятием Конституции Российской Федерации, которая определила роль и место высшего суда страны по разрешению экономических споров. Согласно ст.127 Конституции Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Базируясь на конституционных принципах правосудия, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и принятый 5 мая 1995 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации установили правовой статус арбитражных судов, их место в судебной системе страны, детализировали структуру, состав, принципы организации и деятельности.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Система арбитражных судов состоит из 4-х звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т.е. арбитражные суды субъектов Российской Федерации.(схема № 8)
Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споры между предпринимателями и государством (административные споры), дела об административных правонарушениях, а также другие дела, возникающие из административных и других правонарушений, если их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов. При рассмотрении подведомственных им споров арбитражные суды обеспечивают защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономических деятельности. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.
Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов, принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации :
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен (ст.4).
При осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Каким бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и организаций, должностных лиц или граждан недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность (ст.5).
Законность при рассмотрении дел судом арбитражных дел обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 6).
Правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан – независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Арбитражный суд обеспечивает равную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле (ст. 7).
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон (ст. 8). Сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, арбитражный суд, осуществляя руководство процессом, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения закона (ст. 9).
Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу, как это предусматривает принцип принятия решений судом. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта (ст.10).
Разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной тайны, и в других случаях, установленных федеральным законом (ст.11).
Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в арбитражном суде на родном языке (ст.12).
Роль арбитражного суда подчеркивается и обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с общими принципами, установленными Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», осуществляется и формирование судейского корпуса арбитражных судов. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Председателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации с соблюдением установленной процедуры отбора кандидатов.

Читайте также:  Есть решение суда о взыскании долга что дальше

Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, № 49, ст.844.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 30, ст.1013; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 34, ст.1965; 1993, № 32, ст.1236.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 18, ст.1589; 2003, № 27, ст. 2699; 2004, №13, ст. 1111

Рекомендуем посмотреть: