+7 (499) 455 09 86  Москва

+7 (812) 332 53 16  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86
Москва и МО
+7 (812) 332 53 16
Санкт-Петербург и ЛО

Финансирование процедуры банкротства

21 октября 2004 г.

Положение
о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 573)

1. Настоящее Положение определяет порядок и условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" представлять требования по денежным обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно (далее — уполномоченный орган), а также размер вознаграждения конкурсного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа.

2. Заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования.

3. Размер единовременного вознаграждения конкурсного управляющего за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника составляет 10 тысяч рублей.

4. Уполномоченный орган выплачивает вознаграждение конкурсному управляющему в 2-недельный срок с даты представления им подтверждающих завершение процедуры банкротства отсутствующего должника документов согласно утвержденному перечню, но не ранее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица — отсутствующего должника.

В случае выявления нарушения установленного порядка представления указанных документов или предъявляемых к ним требований уполномоченный орган направляет в 2-недельный срок с даты получения документов конкурсному управляющему замечания с указанием срока устранения нарушения, который не может быть менее 10 дней, или копию принятого им решения об отказе в выплате вознаграждения.

Если документы, подтверждающие устранение нарушения, не поступают в уполномоченный орган в установленный им срок, уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в выплате конкурсному управляющему вознаграждения и компенсации его фактических расходов на проведение процедуры банкротства.

5. Уполномоченный орган в 2-недельный срок с даты представления конкурсным управляющим в установленном порядке документов согласно утвержденному перечню, подтверждающих его право на компенсацию расходов в связи с проведением процедуры банкротства отсутствующего должника, но не ранее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации отсутствующего должника осуществляет компенсацию фактических расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации, с учетом особенностей, установленных пунктом 7 настоящего Положения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86 (Москва)
+7 (812) 332 53 16 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

В случае выявления нарушения установленного в настоящем пункте порядка представления документов или предъявляемых к ним требований уполномоченный орган рассматривает вопрос о компенсации фактических расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Положения.

6. Отказ в выплате вознаграждения конкурсному управляющему или в компенсации расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника может быть обжалован в судебном порядке.

7. В случае обнаружения и реализации конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника кроме выплат, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящего Положения, конкурсному управляющему выплачивается вознаграждение в размере 10 процентов денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника. Указанное вознаграждение удерживается конкурсным управляющим из денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника, после поступления их в полном размере на основной счет отсутствующего должника.

Из денежных средств, оставшихся после удержания указанных 10 процентов, конкурсным управляющим удерживаются единовременное вознаграждение и сумма компенсации фактических затрат на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника, предусмотренные пунктами 3 и 5 настоящего Положения.

Решением Верховного Суда РФ от 20 марта 2007 г. N ГКПИ06-1533, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 июня 2007 г. N КАС07-243 абзацы 1 и 2 пункта 7 настоящего Положения в части слов: "оставшихся после удержания указанных 10 процентов" признаны не противоречащими действующему законодательству

Уполномоченный орган осуществляет выплату единовременного вознаграждения и компенсацию расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника в части, не покрытой денежными средствами, поступившими от продажи имущества отсутствующего должника.

8. При выплате единовременного вознаграждения конкурсному управляющему и компенсации его расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа, за счет средств, полученных от реализации имущества отсутствующего должника, конкурсный управляющий направляет в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактические расходы, а также удержание конкурсным управляющим вознаграждения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

Решением Верховного Суда РФ от 20 марта 2007 г. N ГКПИ06-1533, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 июня 2007 г. N КАС07-243 пункт 8 настоящего Положения в части слов: "а также удержание конкурсным управляющим вознаграждения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения" признан не противоречащим действующему законодательству

9. При прекращении арбитражным судом упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника выплата вознаграждения и компенсация фактических расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника уполномоченным органом не осуществляются.

При прекращении упрощенной процедуры банкротства порядок и условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Определяются порядок и условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления, а также размер вознаграждения конкурсного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа.

Размер единовременного вознаграждения конкурсного управляющего за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника составляет 10 тыс. руб.

Постановление Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 29 октября 2004 г. N 240, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 44 ст. 4347

Актуальный текст документа

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Последние новости

Финансируем банкротство или зачем суду деньги в депозите

В соответствии с положениями законодательства о несостоятельности (банкротстве) есть несколько вариантов финансирования процедуры банкротства, которые отличаются между собой только субъектом финансирующим процедуру.

Основным субъектом, финансирующим процедуру банкротства, является Должник, так как именно финансирование процедуры банкротства за счет имущества должника (ст. 20.7) – это общее правило, закрепленное в Законе о несостоятельности (банкротстве).

Но что делать, если имущества должника недостаточно для финансирования процедуры?

Статья 59 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, заявитель обязан погасить расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.

В таком случае возможно финансирование за счет средств уполномоченного органа, кредиторов Должника или его учредителей.

Например, это касается случая заявления о признании Отсутствующего должника (т.е. такого гражданина – должника или руководителя должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, который отсутствует по месту нахождения (в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ) или место нахождения которого установить невозможно) банкротом.

Статья 227 Закона о несостоятельности напрямую ставит зависимость подачи и принятия заявления о признании общества несостоятельным (банкротом) от наличия средств у уполномоченного органа на финансирование процедуры. Порядок и условия такого финансирования устанавливаются Правительством РФ (Постановление от 21.10.2004 г. №573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников»).

Читайте также:  Претензия на оплату задолженности по договору оказания услуг

Кроме уполномоченного органа осуществить финансирование процедуры несостоятельности могут кредиторы. Но это явление достаточно редкое и связано чаще всего со списанием безнадежных долгов. Так как брать на себя финансирование процедуры банкротства другой организации попросту невыгодно.

Однако, когда кредиторы все же берут на себя финансирование процедуры банкротства, они могут распределить расходы между собой или один из кредиторов может взять обязанности по финансированию на себя.

Также обязанность по финансированию банкротства может взять на себя учредитель общества.

В любом из указанных случаев, волеизъявление, направленное на оплату расходов на финансирование банкротства, выражается в письменной форме и оформляется гарантийным письмом (ходатайством), в котором должно быть выражено согласие лица (физического – учредителя или юридического) или группы лиц финансировать процедуру и размер такого финансирования.

При этом у Суда есть правотребовать зачисления денежных средств предназначенных на финансирование процедуры несостоятельности (банкротства) на депозит суда. Это является своеобразной страховкой от нечистоплотности заявителя.

Однако, как указывает положение п.14 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 г. №91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», при невнесении давшим согласие на финансирование процедуры несостоятельности лицом по требованию судьи денежных средств на депозитный счет суда судья выносит определение о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.

При этом практика касающаяся вопроса необходимости внесения или невнесения денежных средств на депозит суда настолько различается даже в рамках одного и того же суда, что ответ на вопрос вносить или не вносить деньги на депозит суда лежит в области «внутреннего убеждения суда». Некоторым судьям достаточно суммы, имеющейся формально на балансе должника, а есть такие, которые требуют внесения средств на процедуру на депозит суда при наличии на балансе сумм, которые намного превышают необходимые расходы на процедуру.

Но внесение денежных средств на депозит суда не всегда является целесообразным и возможным, так как сумма, подлежащая внесению на депозит суда:

1) рассчитывается примерно, ввиду того, что учитываются обычные сроки процедуры, которые могу продлеваться, изменяться в зависимости от обстоятельств;

2) указанная сумма должна вноситься единовременно.

Определение суда об обязании лица внести денежные средства на депозит суда для финансирования процедуры банкротства может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 закона о банкротстве (т.е. в течение 14 дней со дня принятия).

Однако, обжалуя данное определение, необходимо отдавать отчет в том, что обязательно указать на источник финансирования процедуры несостоятельности и обосновать достаточность средств на такое финансирование или возможность выявить в достаточном объеме указанные средства, которые не были учтены судом первой инстанции при вынесении определения об обязании внести денежные средства на финансирование процедуры банкротства, а также обращать внимание суда на мнение самого конкурсного управляющего относительно необходимости финансирования процедуры.

Так источником финансирования процедуры банкротства могут выступать:

— имущество самого должника,

— дебиторская задолженность, имеющаяся у Должника, по которой обоснована возможность реального взыскания,

— личные средства учредителя общества-Должника (платежеспособность которого подтверждена справками по счетам, справками о з/п, сведениями об имеющемся имуществе).

Между тем, необходимо учитывать тот факт, что суд, несмотря на все, может все же обязать заявителя в деле о несостоятельности внести денежные средства на депозит суда, ввиду того, что это делается исключительно на усмотрение суда.

Усмотрение же суда может основываться на мнении о добросовестности заявителя или объективной недоказанности возможности взыскания имеющегося имущества, или наличии имущества только на балансе Должника, или же просто на том, что арбитражный управляющий – лицо, находящееся фактически в другом регионе и ему будет удобнее получить денежные средства за свою работу через Арбитражный суд.

Определенные трудности ждут Вас и на этапе «изъятия» денежных средств из депозита суда, так как данный вопрос на сегодняшний момент законодательно не урегулирован.

Итак, есть несколько возможных вариантов такого «изъятия» денежных средств из депозита:

1) После завершения процедуры конкурсного производства и по заявлению Арбитражного управляющего на основании произведенного расчета денежных средств, подлежащих выплате Арбитражному управляющему (пример, практика АС Ростовской области);

2) До завершения процедуры конкурсного производства также по заявлению Арбитражного управляющего с указанием на конкретные расходы, необходимые в рамках дела о несостоятельности (например, расходы, необходимые на публикацию сообщения о признании Должника несостоятельным (банкротом), с приложением квитанции, подтверждающей размер суммы, подлежащей оплате за публикацию) в момент возникновения таких расходов.

* В соответствии с тем, что порядок передачи денежных средств, переданных на финансирование процедуры несостоятельности, не регламентирован законом или иными НПА, думается, что у Арбитражного управляющего есть возможность таким же образом, по истечении месяца работы, подать заявление об оплате из депозита АС его работы с оплатой ему ежемесячного вознаграждения.

Это те случаи, когда денежные средства могут быть получены по факту понесения (претерпевания) расходов Арбитражным Управляющим.

Кроме указанных выше случаев, возможно следующее:

3) АС может передать денежные средства Арбитражному управляющему сразу для распоряжения ими в ходе процедуры, но в этом случае Арбитражный управляющий должен будет отчитаться по расходам, как и в случае расходования денежных средств после реализации имущества должника в самой процедуре банкротства и вернуть на депозит АС те денежные средства, которые остались после завершения процедуры.

Обращаем Ваше внимание и на то, что в соответствии с положениями главы 19 «Постановления Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 г. №7 «Об утверждении Регламента арбитражных судов»:

«Выплата денежных средств, зачисленных на депозитный счет, производится наосновании судебного акта, принятого арбитражным судом ».

Таким образом, в любом случае для получения денежных средств из депозита суда Арбитражному управляющему необходимо обратиться в суд с заявлением о выдаче денежных средств на финансирование процедуры несостоятельности.

Итак, подавая заявление о несостоятельности (банкротстве), Вам необходимо помнить, что это предполагает определенные затраты, к которым, дабы не терять времени необходимо заранее подготовиться, заручившись согласием на финансирование процедуры от возможных лиц, поддержкой конкурсного управляющего, который фактически становится «главным лицом, представляющим Должника, и взаимодействующим с кредиторами и судом» на время всей процедуры. Ведь в интересах лица, которое финансирует процедуру – как можно более быстрое завершение банкротства Должника, так как чем больше времени идет банкротство – тем больше расходы.

И в последнее время арбитражные суда стараются примерно обозначить эти расходы заявителю еще до начала процедуры банкротства, ведь никто еще не отменял то положение закона о несостоятельности, когда при недостаточности средств на проведение процедуры банкротства Арбитражный суд (на любой стадии процесса) обязан прекратить дело о несостоятельности (банкротстве).

Юрисконсульт Раннева Евгения

Финансирование процедуры банкротства

Всем известно, что банкротство является достаточно сложно процедурой, в которой должны быть задействованы квалифицированные специалисты. Огромное количество разных факторов, способных влиять на дальнейшую судьбу компании должника делает работу арбитражного управляющего достаточно сложной. Разумеется, проведение процедуры банкротства должно как-то финансироваться. В этой статье мы рассмотрим варианты финансирования банкротства.

Читайте также:  Проверить постановление судебных приставов по номеру постановления

Консультацию вы можете получить в нашем офисе,

позвонив по телефону +7 (495) 215-10-82

Финансирование банкротства должником

Как правило, финансовое обеспечение процедуры банкротства производится за счет должника. В соответствии с действующим законодательством финансирование может проводиться за счет имущества банкрота, к которому относятся:

  • Движимое и недвижимое имущество;
  • Дебиторские задолженности;
  • Личные средства учредителей общества.

Финансирование банкротства из других источников

Однако стоит помнить, что банкротство подразумевает недостаток финансовых и имущественных активов, соответственно вполне возможна ситуация, а которой обеспечение процедуры за счет должника просто невозможно. В подобных ситуациях компенсация части расходов на проведение банкротства может лечь на плечи заявителя. Важным моментом является то, что в подобном случае заявитель оплачивает только ту часть расходов, которую не в состоянии закрыть должник, исключая гонорар арбитражного управляющего.

Также финансирование банкротства может осуществлять уполномоченный орган кредиторов, либо его учредители. Подобная ситуация может иметь место в случае признания отсутствия должника, т.е. невозможность установления места нахождения должника (в случае, если он является физическим лицом), либо его руководства.

Наиболее редким случаем является финансирование процесса банкротства со стороны кредиторов. Как правило это происходит для того чтобы списать совсем уж безнадежные долги.

В том случае, если финансирование банкротства будет осуществляться не должником, необходимо сделать письменное волеизъявление, которое будет подкреплено согласием конкретных лиц, выделить указанную сумму. Важным моментом является то, что в подобном случае суд имеет право потребовать зачисления денег на финансирование банкротства на депозитный счет судебного органа. Это служит своеобразной страховкой от нецелевого использования выделенных средств. Если средства не будут зачислены на счет в указанный срок, производство по делу о банкротстве будет прекращено. Решение о зачислении средств на финансирование банкротства на счет суда, может быть обжаловано в течение четырнадцати дней с момента принятия.

Специалисты нашей компании помогут вам в кратчайшие сроки зарегистрировать ООО, ОАО, ЗАО, ИП, получить выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, подскажут наиболее оптимальный вариант взыскания просроченной задолженности, разъяснят аспекты проведения процедуры банкротства и ликвидации юридического лица, подготовят документы для представительства в судах.

Финансовое оздоровление в процедуре банкротства предприятия

Введение финансового оздоровления в процедуре банкротства подразумевает потенциальную возможность преодоления юридическим лицом кризисной ситуации и дальнейшее осуществление деятельности после осуществления ряда мер, призванных для погашения долгов компании и восстановления докризисного состояния. Успешное окончание финансового оздоровления выгодно всем участникам процесса.

Основные положения, касающиеся порядка внедрения финансового оздоровления, назначения ответственного лица, его полномочий и последствий содержатся в главе 5 действующей редакции ФЗ РФ “О несостоятельности (банкротстве)

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве?

Финансовое оздоровление является одним из возможных этапов, наступающих после стадии наблюдения. Переход от наблюдения к оздоровлению осуществляется по официальному заключению арбитражного суда, вынесенному на основании ходатайства, подать которое имеют право следующие субъекты:

  • юридическое лицо на основании протокола собрания учредителей;
  • отдельный учредителель/руководитель;
  • кредиторы;
  • иные лица, заинтересованные в благоприятном исходе процесса.

Ходатайство о применении данной стадии будет допущено к обсуждению и голосованию при своевременном предоставлении документа — за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов. Необходимо подготовить пару экземпляров документа: один — для временного управляющего, второй — для арбитражного суда. Для обоснования предложения о введении этапа ходатайство должно быть подкреплено документами, подробный перечень которых для каждого из возможных инициаторов, содержится в статьях 77 и 78 Закона о банкротстве. Общими для всех субъектов являются:

  1. график погашения задолженностей согласно реестру кредиторов;
  2. гарантия обеспечения выполнения обязательств (банковская, муниципальная или государственная; залог или поручительство);
  3. план финансового оздоровления организации.

Копии ходатайства и установленных Законом документов для предварительного ознакомления и изучения направляются всем участникам первого собрания кредиторов.

Проведение процедуры

Точка отсчета срока финансового оздоровления начинается с вынесения судом решения о внедрении стадии, которое содержит информацию о временных рамках, об установленном графике выплат задолженностей и о назначении административного (финансового) управляющего. Первостепенной задачей стадии является покрытие организацией долговых обязательств. на втором месте находится выход деятельности юридического лица на докризисные показатели.

Задолженности, зафиксированные в реестре кредиторов и возникшие до внедрения стадии должны быть погашены согласно графику погашения долгов. Первые выплаты производятся уже через месяц после начала этапа. В дальнейшем график административного управляющего предусматривает ежемесячные выплаты кредиторам задолженности равными частями в течение 12 месяцев. После погашения основного долга юридическое лицо осуществляет выплату неустойки за несвоевременный возврат средств. Сумма неустойки рассчитывается как произведение ставки рефинансирования на дату начала стадии и суммы долга.

Требования кредиторов 1-й и 2-й очереди должны быть полностью удовлетворены в первые полгода финансового оздоровления. Все задолженности, включенные в реестр, заверенные членами первого собрания, должны быть погашены за 30 дней до завершения данного этапа банкротства предприятия. В это же время должник готовит отчет, отражающий результаты проведения стадии, на основании которого арбитражный управляющий выносит заключение об эффективности процедуры и направляет его участникам собрания.

На период введения этапа финансового оздоровления руководители не утрачивают своих полномочий, но обязаны действовать в рамках установленных Законом ограничений. В число сделок, решение по которым руководитель обязан заверять разрешением административного управляющего, входят:

  • сделки, увеличивающие долг организации на 5% и более;
  • сделки, связанные с покупкой, продажей, дарением имущества юридического лица;
  • сделки, предполагающие продажу или перевод долга третьим лицам;
  • сделки, сопряженные с привлечением заемных средств.

Что касается деятельности компании в целом, то финансовоеоздоровление влечет за собой следующие изменения :

  1. предъявление требований кредиторов осуществляется в соответствии с положениями Закона;
  2. меры по покрытию долгов организацией, введенные до финансового оздоровления, упраздняются;
  3. арест имущества и установление ограничений касательно распоряжения собственностью организации производится в рамках действующего Закона по решению арбитражного суда;
  4. временно не осуществляются выплата имущественных взысканий за исключением исполнительных документов, которые были выданы до стадии оздоровления;
  5. приостанавливаются все действия, связанные с куплей-продажей акций учредителей;
  6. прекращаются выплаты дивидендов и выплата доли прибыли учредителям;
  7. запрещается переуступка долга юридического лица, если она влечет нарушение очереди погашения задолженностей перед кредиторами;
  8. штрафные санкции за просрочку платежей начисляются только на текущие платежи.

Пути финансового оздоровления

Финансовое оздоровление направлено на погашение кредиторской задолженности юридического лица и реанимирование его платежеспособности. Выбор возможных путей финансового оздоровления для преодоления кризисной ситуации зависит от результатов наблюдения и специфики работы организации. Причины несостоятельности организации — это взаимодействие внешних и внутренних факторов.

Причины несостоятельности юридического лица

Изменение покупательских предпочтений

Отсутствие сбытовой стратегии и маркетинга

Доля всех процедур банкротства начинается именно из-за внутренних проблем организации, потому помимо пути погашения имеющихся задолженностей для избежания финансового кризиса в будущем, необходимо разработать мероприятия по устранению внутренних факторов. К первостепенным мероприятиям относятся:

  • смена руководящего состава;
  • сокращение штата;
  • перераспределение обязанностей;
  • ликвидация подразделений и неликвидных производств;
  • разработка системы сбыта и маркетинга;
  • снижение расходов;
  • снижение дебиторской задолженности.

Пути финансового оздоровления для конкретного должника и способ погашения текущей задолженности подробно изложен в плане административного управляющгео юридического лица.

План оздоровления предприятия

План финансового оздоровления — это обязательный документ стадии банкротства, который определяет механизм погашения долга и вывода организации из финансовой ямы. В Законе основные положения о данном документе содержатся в статье 84. Обязанность по разработке плана ложится на должника, который должен предложить реальные способы обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами согласно установленному графику платежей.

Читайте также:  Претензионное письмо о погашении задолженности образец

План финансового оздоровления по структуре напоминает обычный бизнес-план, составляемый при создании новой организации. Структура плана представлена следующими основными пунктами:

  1. обзор предприятия и его характеристика;
  2. информация о текущем состоянии бизнеса;
  3. финансовый анализ;
  4. маркетинг и сбыт;
  5. мероприятия для преодоления кризиса;
  6. план производства или сбыта;
  7. источники финансирования.

Контролировать исполнение должником графика выплат долгов и соблюдение разработанного плана будет независимый эксперт — финансовый (административный) управляющий .

Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица

Административный управляющий приступает к выполнению своих обязанностей с даты принятия судом решения о введении финансового оздоровления. Выбор подходящего кандидата и его назначение является обязанностью суда, тогда как выплата вознаграждения управляющему ложится на должника. Финансовый управляющий на этой стадии необходим для контроля исполнения плана оздоровления, посредничества между участниками процедуры несостоятельности и формирования заключения о результатах этапа. Заключение вместе с бухгалтерской отчетностью передается в суд за 10 дней до завершения стадии. Деятельность административного управляющего заканчивается одновременно с решением о прекращении финансового оздоровления, если он не был отстранен или не заявил самоотвод.

Если долги были погашены не полностью или должник не подготовил отчет о результатах работы организации, то управляющий должен вынести вопрос об определения дальнейших действий в отношении юридического лица на рассмотрение собранию кредиторов.

Срок процедуры финансового оздоровление при банкротстве

Законом установлен максимальный срок процедуры финансового оздоровления организации не превышающий 24 месяцев с даты принятия судом соответствующего решения. За этот период организация должна погасить все имеющиеся задолженности и восстановить собственную платежеспособность.

Стадия может быть прекращена досрочно, если имеются следующие основания:

  • нарушение сроков предоставления соглашения о гарантиях выполнения обязательств перед кредиторами в арбитражный суд;
  • уплата долгов кредиторам осуществляется с нарушением установленного графика погашения задолженностей, задержка платежей составляет 15 и более дней;
  • организация ликвидировала все имеющиеся задолженности до окончания срока, определенного судом.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура банкротства на стадии финансового оздоровления включает 3-х основных участников процесса, обладающих законными правами и обязанностями.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

О вопросе финансирования процедур банкротства граждан.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ были введено правовое регулирование процедур банкротства. Учит ывая образовавшийся значительный размер просроченной задолженности данной категории должников, то в арбитражные суды начали в большом количестве поступать заявления граждан о признании их несостоятельными (банкротами). Вызвано это желанием граждан получить освобождение от обязательств, которое является правовым последствием окончания процедуры банкротства.

Так, требования к заявлению и прилагаемым к нему документам определены статей 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан».

Следует отметить, что исходя из положений пункта 4 статьи 213.7 и пункта 4 статьи 213.9 Закона о банкротстве опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и выплата фиксированной суммы вознаграждения финансовому управляющему осуществляется за счет средств гражданина. Поскольку гражданин наряду с иными документами указанными в пункте 3 статьи 213.4 Закона о банкротстве обязан подтвердить суду наличие у него средств для оплаты соответствующих судебных расходов посредством внесения в депозит арбитражного суда денежных средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру банкротства, а также приложить к заявлению доказательства наличия у него имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве.

Учитывая, что ни глава Закона о банкротстве, относящаяся к регулированию банкротства граждан, ни Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45, принятое для целей восполнения правовых пробелов данного Закона, не содержат пояснений какими документами заявитель-гражданин может подтвердить наличие у него средств для финансирования процедур банкротства, то, как следствие, у многих должников решивших подать на себя на банкротство возникает соответствующий вопрос.

Что бы получить ответ на поставленный вопрос, слудет обратиться к положениям статьи 213.1 Закона о банкротстве, в силу которой отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I — III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона. Между тем, исходя из положений статьи 59 Закона о банкротстве, а также разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», применяемых к банкротству юридических лиц, в случае временного отсутствия у должника достаточной суммы для осуществления расходов по делу о банкротстве арбитражный управляющий либо с его согласия кредитор, учредитель (участник) должника или иное лицо вправе оплатить эти расходы из собственных средств с последующим возмещением за счет имущества должника.

При этом лицо, финансирующее расходы по делу о банкротстве за счет собственных средств, не связано при этом очередностью удовлетворения текущих требований (пункт 2 статьи 134 Закона о банкротстве). Оно вправе непосредственно уплатить необходимую сумму текущему кредитору; предварительного перечисления им денег на основной счет должника (статья 133 Закона о банкротстве) и последующего перечисления их текущему кредитору именно должником не требуется.

Так применив к порядку финансирования процедуры банкротства по аналогии положения статьи 59 Закона о банкротстве и приведенных выше разъяснений, следует отметить возможность их приенения только в случае согласия финансирования процедуры банкротства гражданина его кредиторами. При этом, навряд ли найдется желайщий внести денежные средства в случае получения достоверной информации относительно отсутствия у должника какого-либо имущества, за счет которого в перспективе можно компенсировать не только средства потраченные на финансирование процедуры должника, но и удовлетворения своей кредиторской задолженности включенной в реетр требований кредиторов.

Здесь остается только одно заинтересованное лицо, которое желает получить освобождение от обязательств, это конечно сам должник. Полагаем, что учитывая сложившийся в судебной практике и наработанной в отношении дел о банкротстве юридических лиц опыт финансирования процедур должников с отсутствием средств в размере достаточном для финансирования процедур банкротства, по аналогии возможно применить также к процедурам в отношении должников-граждан.

Так, для целей подтверждения достаточности средств должника для оплаты судебных расходов, полагаем возможным внести на стадии подачи заявления в суд на депозит арбитражного суда, помимо средств на оплату вознаграждения финансовому управляющему, также средства в размере достаточном на покрытие иных расходов предусмотренных для соответствующей процедуры. В подтверждение достаточности внесенных средств приложить расчет с отражением каждой строки расхода и размером средств необходимым для ее погашения. Стоит отметить, что приведенный подход уже находит свое выражение в судебной практике. Так, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 16.03.2016 N Ф08-1575/2016 по делу N А32-39040/2015 указал, что должник вправе подтвердить достаточность средст для финансирования процедуры банкротства, в том числе путем зачисления денежных средств на погашение судебных расходов по делу о банкротстве на депозит суда.

Рекомендуем посмотреть: