+7 (499) 455 09 86  Москва

+7 (812) 332 53 16  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86
Москва и МО
+7 (812) 332 53 16
Санкт-Петербург и ЛО

Банкротство стратегических предприятий и организаций

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

— федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

— организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию.

Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 301 «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса» предусматриваются меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций. В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

-организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности (постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности»)

-проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций;

-осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86 (Москва)
+7 (812) 332 53 16 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

-обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

-содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;

-проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

-осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций меры.

В деле о банкротстве стратегических предприятий или организаций, участвует федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация.

Кроме общих требований к кандидатуре арбитражного управляющего, при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятий и организаций уполномоченные органы могут выдвинуть свои требования.

Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, вправе до даты утверждения собранием кредиторов плана внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к финансовому оздоровлению, если ранее финансовое оздоровление в отношении данного должника не применялось. К указанному ходатайству должен быть приложен график погашения задолженности, а также сведения об обеспечении исполнения обязательств должника, в том числе путем предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов. В этом случае арбитражный суд может вынести определение о переходе к финансовому оздоровлению.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Продажа предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса В случае, если в состав предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется только на закрытых торгах в форме конкурса. Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:

-обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника;

-выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

При продаже предприятия должника — стратегических предприятия или организации, предназначенных для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия.

К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

3.4 Банкротство стратегических предприятий и организаций

В соответствии со ст.190 Закона для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

— федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

— организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Расплывчатость и скупость определений стратегических предприятий компенсируются тем, что распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р [1]. утвержден Перечень стратегических предприятий и организаций. Тем самым, названный документ разрешает многочисленные вопросы, связанные с отнесением тех или иных предприятий к данному кругу.

В отличие от общих признаков банкротства, законодатель установил ряд особенностей для стратегических предприятий и организаций.

Во-первых, стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В-вторых, для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Выделим основные особенности банкротства стратегических предприятий и организаций.

Во-первых, расширен перечень мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций (ст.191).

Во-вторых, в соответствии со ст.193 Закона, П равительство Российской Федерации кроме общих требований к кандидатуре арбитражного управляющего, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации. Такие требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации « [2]. Это:

1. Наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее 5 лет, из них не менее 1 года стажа руководящей работы.

2. Участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в 2 делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей.

Читайте также:  Какие документы должны быть на гараж

3. Наличие высшего юридического, или экономического образования, или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Определенные особенности законодатель установил для отдельных стадий банкротства стратегического предприятия (организации): финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Рассмотрим их подробнее.

Первое собрание кредиторов должно решить вопрос не только о введении в отношении стратегического предприятия одной из процедур банкротства, но и определить саморегулирующую организацию, которая должна представить кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям. В случае, если названные вопросы не решены, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия (организации) в пределах семимесячного срока, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения (п.1 ст.194 Закона).

Если нет возможности отложить рассмотрение дела (истек семимесячный срок), арбитражный суд:

1) Либо выносит определение о введении в отношении должника финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.

Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов.

Применяться может любой (за исключением задатка, удержания, неустойки) способ обеспечения исполнения обязательств, включая государственные гарантии.

При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.

2) Либо выносит определение о введении внешнего управления в отношении должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления (например, при неутверждении судом графика погашения задолженности или при недостаточности денежных средств), в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления.

Особые правила в отношении данной категории должников применяются и в тех случаях, когда собрание кредиторов приняло решение о введении внешнего управления либо конкурсного производства, но определенный субъект ходатайствует о введении финансового оздоровления. Вопросы об обеспечении, о субъектах его предоставляющих и графике погашения задолженности решаются таким же образом.

При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, арбитражный суд, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В графике погашения задолженности должника должно быть предусмотрено, что погашение задолженности по обязательным платежам устанавливается в соответствии с требованиями налогового законодательства. Таким образом, по обязательным платежам особенностей для стратегических предприятий и организаций не предусмотрено [3].

Рассмотрим особенности в нешнего управления на стратегическом предприятии.

По общим правилам управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его кредиторам не более чем через месяц после своего утверждения (п.1 ст.106 Закона); собрание для рассмотрения плана созывается не позднее двух месяцев с даты утверждения внешнего управляющего, кредиторы и уполномоченные органы должны быть уведомлены о собрании и ознакомлены с планом не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания (п.2 ст.107).

Внешний управляющий стратегическим должником имеет дополнительную обязанность. Он должен не менее чем за 15 дней до даты проведения собрания направить план внешнего управления в федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в отрасли экономики, в которой действует стратегический должник. Практически одновременно план внешнего управления рассматривается и кредиторами, и этим органом.

Указанный орган не имеет права вносить в план какие-либо изменения; он компетентен только разработать и представить собранию, а также в арбитражный суд свое заключение о плане внешнего управления. В заключении должен быть дан анализ предусмотренных планом мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, и тех результатов, к которым они могут привести. Не исключено, что заключение государственного органа может содержать предложения относительно иных мер, проведение которых он в отношении должника считает целесообразным в рамках внешнего управления.

Важно подчеркнуть, что полномочный государственный орган, вправе до даты утверждения собранием кредиторов плана внешнего управления в отношении должника направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к финансовому оздоровлению, если ранее финансовое оздоровление в отношении данного должника не применялось (п.2 ст.195 Закона).

Это возможно при соблюдении следующих условий: государственным органом разработан (и приложен к ходатайству) график погашения задолженности, который предусматривает начало погашения задолженности не более чем через месяц после вынесения судом определения о переходе к финансовому оздоровлению и погашение всех требований кредиторов в течение года с момента начала расчетов, которые должны будут производиться равными долями пропорционально размерам требований.

В этом случае арбитражный суд может вынести определение о переходе к финансовому оздоровлению.

Масса особенностей процедур банкротства связана и проистекает из хозяйственной деятельности должника как стратегического предприятия. Так, во-первых, внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Во-вторых, внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав должника, которые могут быть связаны с государственным заказом.

Особенности проистекает из характера имущества должника: предприятия, имущества ограниченного в обороте, его продажей.

В зависимости от характера имущества (обычное имущество, ограниченно оборотоспособное имущество) продажа осуществляет в форме открытого или закрытого конкурса. Соответственно, при продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество (п.5, 6 ст195).

К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

За Российской Федерацией сохраняется преимущественное право приобретения имущества (предприятия) должника, которое используется для государственных заказов и нужд. Кроме того, Российская Федерация в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе об итогах торгов. Указанные средства должник обязан направить на погашение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. Вышеназванные правила не распространяются на обычное имущество стратегического должника (например, на предприятия, которые не связаны с гос.заказом – сеть кафе ит.д.).

[1] Распоряжение Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 19 января 2004 г. — №3. — Ст.208.

[2] Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации « // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29 сентября 2003 г. — №39. — Ст. 3769.

[3] Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. Залесского В.В. — М. Издательство г-на Тихомирова М.Ю. 2003 г.

Целый ряд важных особенностей имеет банкротство стратегических предприятий и организаций. Перечень таких предприятий и организаций утвержден Распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. № 22 "Перечень стратегических предприятий и организаций" и Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".

Читайте также:  Судебные приставы большие вяземы городок 17 д 3042 2

За прошедшее время эти перечни многократно пересматривались – как в сторону включения в них целого ряда предприятий, так и в сторону исключения.

Стратегические предприятия и организации – это федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции, работ или услуг, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, а также организации оборонно-промышленного комплекса – производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Основаниями для подачи заявления о банкротстве стратегического предприятия или организации является неспособность данного предприятия удовлетворять требования кредиторов и исполнять обязанность по уплате обязательных платежей в сумме не менее чем 500 тыс. руб. в течение шести месяцев с даты, когда наступил срок их исполнения.

Правительство РФ в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций должно принимать следующие меры:

• организовать учет и анализ их финансового состояния и платежеспособности;

• провести их реорганизацию;

• погасить задолженность федерального бюджета за выполненные по государственному оборонному заказу работы;

• обеспечить проведение реструктуризации задолженности стратегических предприятий и организаций перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

• содействовать достижению соглашений с кредиторами о реструктуризации задолженности, в том числе предоставляя государственные гарантии;

• провести их досудебную санацию.

При этом лицом, участвующем в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики.

Требования к кандидатуре арбитражного управляющего имеют свои особенности. Они установлены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации". К таким требованиям относятся:

• наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее пяти лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы;

• участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних трех лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;

• наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Процедура финансового оздоровления стратегических предприятий и организаций вводится арбитражным судом, если имеется ходатайство учредителей, собственника имущества должника – унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли, или третьих лиц при условии предоставления ими обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе предоставления государственных гарантий.

При введении процедуры внешнего управления внешний управляющий стратегического предприятия за 15 дней до рассмотрения собранием кредиторов плана внешнего управления обязан направить его в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли, для подготовки на основе анализа мер, предусмотренных планом, заключения о плане внешнего управления, которое представляется собранию кредиторов.

План внешнего управления может предусматривать сделки, связанные с продажей предприятия, отчуждением или обременением недвижимого имущества, распоряжением имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом, отчуждением и приобретением акций, долей, заключением договоров простого товарищества.

Внешний управляющий не может отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также не вправе отчуждать отдельные виды имущества, которые входят в состав имущественного комплекса, предназначенного для таких целей.

Продажа предприятия осуществляется на открытых торгах в форме конкурса. Условиями конкурса являются обязательства:

• обеспечить сохранение целевого назначения имущественного комплекса;

• выполнять договоры, связанные с реализацией работ по государственному оборонному заказу и обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности страны. Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения такого предприятия. В этом случае Россия в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене предприятия.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

  • ФГУП и ОАО. акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Перечень стратегических предприятий и организаций утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию.

Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение 6 месяцев с даты. когда они должны были быть исполнены (для других ЮЛ – 3 месяца, ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 500 000 рублей (для других ЮЛ – 100 000 рублей).

В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство РФ в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ осуществляет направленные на предупреждение банкротства меры.

Участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти. обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация.

Правительство РФ кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных ст. 20 и 20.2 Федерального закона, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации.

План внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации может предусматривать сделки, не относящиеся к хозяйственной деятельности должника, связанные с:

  • продажей предприятия;
  • отчуждением или обременением недвижимого имущества;
  • распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, определенных на основании бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
  • получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий. уступкой прав требования, переводом долга. а также учреждением доверительного управления имуществом должника;
  • отчуждением и приобретением акций, долей хозяйственных товариществ и обществ ;
  • заключением договоров простого товарищества.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.

Внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав имущественного комплекса должника — стратегических предприятия или организации, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.

При продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:

  1. обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника;
  2. выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.
Читайте также:  Дебиторская задолженность при переходе с усн на осно

Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия.

К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества.

Собственник изъятого из оборота имущества принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами в срок не позднее чем 6 месяцев с даты получения уведомления.

Чем примечательно банкротство стратегических предприятий и организаций

Стратегические предприятия и организации это те унитарные субъекты хозяйствования федерального значения, которые находятся в собственности государства и относятся к производителям продукции стратегического сектора.

К таковым можно отнести: предприятия оборонно-промышленного направления, организации научно-исследовательского характера, а также организации, продукция которых обеспечивает государственную безопасность, защиту прав и здоровья граждан.

Полный перечень предприятий стратегического значения определен и опубликован Правительством РФ.

Банкротство стратегических предприятий и организаций признается в тех случаях, когда субъект не способен удовлетворять кредиторские требования по обязательствам денежного характера, при этом неисполнение таких обязательств происходит на протяжении 6 месяцев, отсчет которых начат со дня, когда они подлежали фактическому исполнению.

Особенностью повода для возбуждения дел о несостоятельности данной категории предприятий является наличие финансовой задолженности перед кредиторами, общая сумма которой не может быть менее 500 тыс. руб.

Государство принимает весь спектр мер, направленных на недопущение банкротства предприятий и организаций данного типа, ввиду специфичности их производства и потребности в продукции, выполняемой ими

Общая схема

Кредиторы, а также государственные органы, перед которым у стратегических предприятий имеется финансовая задолженность, в том числе и по погашению платежей общеобязательного характера, сумма которых превышает полмиллиона рублей, наделяются правом инициирования процедуры банкротства в отношении должника. Срок неисполнения обязательств при этом должен составлять не менее 6 месяцев.

Во время прохождения процедуры в качестве лица, представляющего должника, выступает федеральный орган, относящийся к ведомству исполнительных властей. Таким образом происходит реализация политики государства в конкретной экономической отрасли.

Суд обязан ввести на предприятие процедуру финансового оздоровления. если об этом ходатайствует учредитель должника, собственник его имущества или федеральный орган его представляющий. Такая же процедура вводиться по заявлению третьих лиц, которые выступили в качестве сторон, обеспечивающих полное исполнение финансовых обязательств предприятия стратегического типа.

В тех случаях, когда место имеет внешнее управление. со стороны внешнего управляющего должен быть разработан план оздоровления, который должен быть предоставлен в федеральные органы не позднее, чем за 15 дней до даты рассмотрения этого документа собранием кредиторов.

На основании такого плана федеральные органы разрабатывают мероприятия, которые позволят улучшить экономическое состояние путем проведения сделок с частью имущества организации.

В тех случаях, когда продажа организации неминуема, ее проводят на конкурсной основе. с условием обязательного сохранения целевого предназначения такого имущества в будущем и принятием покупателем обязанности по выполнению договоров госзаказа на поставку продукции, производимой на базе реализованного имущественного комплекса.

Особенности процедуры

От лица организации стратегического назначения участником процесса будет выступать федеральный орган, относящийся ветви исполнительной власти.

Дополнительные требования со стороны Правительства РФ могут быть установлены и относительно арбитражных управляющих, участвующих в делах данной категории.

Суд может назначить в отношении должника:

Процедуру, связанную с его финансовым оздоровлением

Для этого требуется ходатайство федерального органа, учредителя предприятия или третьего лица, обеспечивающего обязательства должника. Погашение задолженности перед кредиторами должно начаться не позднее 1 месяца. со дня введения процедуры.

Будет осуществлять управление имуществом и финансовыми результатами деятельности предприятия с целью восстановления его состоятельности. В плане внешнего управления может предусматриваться продажа некоторых видов имущества должника .

Осуществляется в виде продажи имущества банкротящегося предприятия, лишь в той его части, которая не входит в имущественных комплекс, используемый для выполнения работ по оборонному госзаказу.

Нюансы мирового соглашения

Процесс заключения мировых соглашений в рамках процедуры банкротства имеет ряд особенностей, которые связаны с лицами, принимающими решение о заключение таких договоренностей на различных стадиях арбитражного производства:

Решение о заключении мирового соглашения принимается руководителем предприятия, без необходимости согласования его с назначенным управляющим или кредиторским собранием.

Процесс финансового оздоровления

Решение может быть принято руководителем, при отсутствии необходимости согласования его с лицом, являющимся административным управляющим или кредиторским собранием.

Вся полнота власти в этом вопросе передается внешнему управляющему или собранию кредиторов.

Решение принимается управляющим.

Условия конкурса и управления

Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций заключаются и в процессах управления имущества таких субъектов.

Особенности рассмотрения дел о банкротстве зависят от формы собственности предприятия.

Самые крупнейшие банкротства мира мы собрали в одной статье .

Во время осуществления внешнего управления используется план, который разрабатывается самим управляющим.

Положения такого документа могут предусматривать проведение ряда сделок, относительно имущества, принадлежащего должника, что может включать:

  • продажу предприятия;
  • отчуждение и обременение его недвижимости;
  • распоряжение иным имуществом, стоимость которого по балансу не превышает 5% стоимости всех активов;
  • получение и предоставление займов, гарантий, поручительства;
  • приобретение и отчуждение прав;
  • заключение договоров о простых товариществах.

При проведении конкурса, связанного с продажей предприятия, покупатель обязан обеспечить в будущем его целевое назначение и продолжать выполнять производство продукции, относящейся к госзаказам.

Приоритет в приобретении предприятий данного типа имеет РФ.

Как протекает банкротство стратегических предприятий и организаций

Правительство и законы

Недопущение банкротства предприятий стратегического направления относится к обязанности Правительства, для чего:

  • на регулярной основе проводится учет и анализ их финансового состояния;
  • осуществляется реорганизация;
  • производится погашение задолженностей, связанных с несвоевременной оплатой заказов, за счет бюджетных средств;
  • выполняются меры по реструктуризации долгов;
  • оказывается содействие в осуществлении реструктуризации задолженности, имеющейся перед кредиторами;
  • проводится досудебная санация;
  • определяются инструменты для предупреждения банкротства.

Процедура банкротства предприятий данной категории осуществляется на основании ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Учитывая специфику данной процедуры и дополнительные требования, предъявляемые к процедуре и участникам, Правительством РФ разрабатываются и принимаются постановления, которые регламентируют процесс банкротства .

Решения суда

Уже на первом собрании кредиторов должен быть разрешен вопрос о применении к должнику одного из видов процедур, связанных с банкротством. Отсутствие такого решения позволяет суду отложить рассмотрение дела, а при невозможности таких действий, принять самостоятельное решение по определению способа финансового оздоровления предприятия.

Такое возможно лишь в том случае, если в деле будет иметься ходатайство учредителя или федерального органа о назначении конкретного мероприятия.

Суд вправе ввести процедуру внешнего управления в том случае, если такой способ может повлиять на восстановление платежеспособности должника, о чем свидетельствует документ, предоставленный со стороны федерального органа.

В тех случаях, когда оснований для назначения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления нет, судом принимается решение, согласно которого должник признается банкротом.

Признание банкротства стратегического предприятия является основанием для открытия конкурсного производства

Меры по предупреждению

Предупреждение банкротства предприятий и организаций стратегического назначения относится к компетенции Правительства РФ. Со стороны Правительства РФ на постоянной основе осуществляется учет и анализ показателей деятельности таких предприятий, что позволяет контролировать их платежеспособность.

Правительством осуществляется погашение задолженностей перед кредиторами за счет бюджетных средств, что допускается при образовании задолженности в результате несвоевременных оплат продукции оборонного значения.

Самое крупное дело по банкротству ЖСК произошло в Саратове в 2000 году.

Отсюда вы сможете узнать, как подать физическому лицу на банкротство самостоятельно.

Зачем нужен залог при банкротстве и каково его правовое ограничение — ответы по ссылке .

Государство в лице Правительства участвует в процедуре реструктуризации задолженности таких предприятий. в том числе и путем предоставления гарантий.

В отношении предприятий, находящихся на начальных этапах несостоятельности, применяется досудебная санация .

Рекомендуем посмотреть: