+7 (499) 455 09 86  Москва

+7 (812) 332 53 16  Санкт-Петербург

Получите бесплатную консультацию
юриста по телефонам прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86
Москва и МО
+7 (812) 332 53 16
Санкт-Петербург и ЛО

Банкротство некоммерческой организации

Жвачкин Андрей Владимирович

Астраханский государственный университет,

Институт несостоятельности (банкротства ) – один из важнейших элементов рыночной экономики. который применяется в отношении субъектов, не способных исполнять принятые на себя обязательства .

Банкротство – в гражданском праве представляет собой неспособность должника удовлетворить требования кредитора и погасить перед ним свои обязательства[1]. В правовой литературе отмечается, что основополагающим принципом правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, является учет интересов различных субъектов права [2].

До недавнего времени действовало правило, согласно которому некоммерческие юридические лица. кроме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, не могли быть признаны несостоятельными (банкротами) (п.1 ст.65 ГК РФ)[3].

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. (в ред. от 29.12.2012 г.)[4] в ст. 1 установил, что несостоятельными (банкротами) могут признаваться любые некоммерческие юридические лица, кроме учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Банкротство (несостоятельность) некоммерческих организаций осуществляется на основе правил, предусмотренных для всех юридических лиц.

Юридические лица, в том числе некоммерческие организации, могут быть признаны банкротами в:

· принудительном порядке, т.е. по решению суда. Судебное решение о банкротстве возможно не только по требованию кредиторов, но и по заявлению самого неплатежеспособного должника;

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 455 09 86 (Москва)
+7 (812) 332 53 16 (СПБ)
Это быстро и бесплатно!

· добровольном порядке, т.е. по решению, принятому юридическим лицом совместно с кредиторами[5].

Основаниями банкротства (несостоятельности) некоммерческих организаций являются:

1) недостаточность имущества должника для погашения его долгов, при этом совокупный размер задолженности должен превышать общую стоимость имущества должника;

2) неисполнение должником требований по денежным обязательствам в течение срока. определенного законом.

В гражданско-правовой теории существует мнение, что банкротство юридического лица является крайней мерой[6]. Соответственно процедуре банкротства должны предшествовать предупредительные меры. Так, например, согласно ст. 30 ФЗ «О банкротстве» учредители юридического лица – должника или органы публичной власти наделены правом принятия мер по предупреждению банкротства. Меры по предупреждению банкротства должны быть направлены на восстановление платежеспособности должника при наличие признаков его банкротства. К подобным мерам относятся реорганизация юридического лица – должника, продажа части имущества, смена руководства, закрытие убыточных производств. Гражданское законодательство предусматривает в качестве мер, направленных на предупреждение банкротства досудебную санацию и мировое соглашение. Под досудебной санацией (оздоровлением) закон понимает оказание юридическому лицу – должнику финансовой помощи, которая должна быть достаточной для погашения денежных обязательств и восстановление платежеспособности. Согласно ст. 31 ФЗ «О банкротстве» досудебная санация может быть осуществлена учредителями (участниками), кредиторами, третьими лицами. Формами оздоровления являются – предоставление льготных займов (кредитов), предоставление поручительств и банковских гарантий исполнения обязательств, отсрочка и рассрочка платежей, дополнительные взносы в уставной капитал должника[7].

Действующее гражданское законодательство предусматривает процедуры банкротства юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций. Арбитражные суды при рассмотрении дел о банкротстве юридических лиц применяют следующие процедуры:

конкурсное производство (завершается ликвидацией должника); мировое соглашение (исключает ликвидацию должника); наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление.

Мировое соглашение заключается между должником и кредитором ст. 150 ФЗ «О банкротстве»). Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процедуры банкротства и подлежит утверждению арбитражным судом. Условиями соглашения могут быть: условия о рассрочке или отсрочке удовлетворения требований кредитора (кредиторов), о прекращении обязательства путем предоставления должником отступного, об изменении (новации) содержания обязательства. Мировое соглашение подлежит расторжению только судом.

Следует отметить, что под понятием «мировое соглашение по делу о банкротстве» обозначаются одновременно три правовых явления: процедура банкротства; соглашение (договор ), заключенный в деле о банкротстве в целях разрешения вопросов о порядке, способах и сроках расчетов между должником и кредиторами; основание прекращения производства по делу о несостоятельности[8].

Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление могут быть завершены восстановлением платежеспособности должника, поэтому их относят к числу «реабилитационных» процедур. Рассмотрим эти формы более подробно.

Наблюдение за деятельностью должника, как одна из форм процедуры банкротства, вводится арбитражным судом. Основаниями для применения наблюдения являются либо заявление должника об объявление его банкротом, либо требование кредитора обращенные в арбитражный суд. Наблюдение осуществляет временный управляющий, который не может заменять органы управления юридического лица – должника при выполнении возложенных на них функций.

Целями процедуры наблюдения являются: анализ его финансового состояния и обеспечение сохранности активов должника[9].

В период наблюдения приостанавливаются производство и исполнение по всем делам, которые связаны с обращением взыскания на имущество должника, денежные требования к юридическому лицу — должнику могут быть предъявлены только в конкурсном порядке. Следует обратить внимание на то, что должнику также запрещается выделять доли из своего имущества участникам юридического лица, а также их стоимости в связи с выходом из состава участников. Выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам останавливается.

Кредиторы вправе принять решение об обращении в суд с предложением об отказе в признании должника – юридического лица банкротом в случае, если должнику в результате наблюдения удалось восстановить платежеспособность[10]. В противном случае, кредиторы наделены правом обращаться в арбитражный суд с ходатайством о применении других процедур банкротства.

Финансовое оздоровление относительно новая для российского гражданского права процедура банкротства. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более двух лет. Суть данной процедуры банкротства сводится к расчетам банкрота с кредиторами в соответствии с представленном суду графиком погашения задолженности. Контроль за погашением задолженности возлагается на административного управляющего. Согласно п. 6 ст. 88 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после окончания установленного срока, арбитражный суд в соответствии с результатами финансового оздоровления, принимает решение о прекращении производства по делу о банкротстве, либо принимает решение о введении внешнего управления или об открытии конкурсного производства.

Внешнее управление может быть введено решением арбитражного суда на срок до 18 месяцев, с последующим возможным продлением не более чем на 6 месяцев. Суд назначает внешнего управляющего, в обязанности которого вменяется разработка плана внешнего управления. Цель оздоровительных мероприятий, предусмотренных планом заключается в восстановлении платежеспособности юридического лица – должника. В отличие от временного управляющего (наблюдение), к внешнему управляющему переходят полномочия руководителя и других органов должника. Внешний управляющий не только управляет, но и распоряжается имуществом должника в соответствии с заявленным планом. В соответствии с результатами внешнего управления, арбитражный суд принимает одно их следующих решений:

1) о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности;

2) о прекращении производства по делу о банкротстве, в случае удовлетворения всех требований кредитора;

3) о признании юридического лица – должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство относится к «ликвидационным» процедурам и влечет за собой прекращения деятельности юридического лица. Конкурсное производство открывается с момента признания юридического лица – должника банкротом. Конкурсное производство вводится сроком на 1 год, с возможным продлением не более чем на 6 месяцев. Управление делами должника переходит к конкурсному управляющему. Рассматриваемая процедура включает в себя следующие мероприятия:

1) проведение инвентаризации и оценки имущества банкрота;

2) составление конкурсным управляющим пакета предложений, который представляется собранию кредиторов (порядок, срок и условия продажи имущества должника);

3) продажа имущества на открытых торгах;

4) расчет с кредиторами в соответствии с очередностью их требований;

5) предоставление суду документов. подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов.

В завершении ликвидационной процедуры, арбитражный суд выносит решение о завершении конкурсного производства, которое считается основанием для внесения в единый государственный реестр записи о ликвидации юридического лица – должника.

Верховный Арбитражный Суд РФ указал, что при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражным судам необходимо исходить из того, что такие дела рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица. Поэтому в случае смены места нахождения должника необходимо выяснять, выносилось ли определение о принятии заявления о признании должника банкротом арбитражным судом по предыдущему месту нахождения. Если такое определение было вынесено, то арбитражный суд по новому месту нахождения должника отказывает в принятии заявления. Если же арбитражному суду по новому месту нахождения должника станет известно об этом после принятия заявления о признании должника банкротом, то производство по делу подлежит прекращению[11].

Таким образом, банкротство — достаточно сложное правовое явление, причем не столько с теоретической, сколько с практической точки зрения. Это институт, который должен учитывать интересы целого круга субъектов, часто имеющих противоположные интересы, но объединенных общим конкурсным процессом, который регулируется сферой гражданского права и затрагивает правовые аспекты уголовного, административного и финансового отраслей права.

1. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994. (с изм. от 02.01.2013 г.) // СЗ РФ. 5.12.1994. №32. Ст. 3301.

2. Гражданское право. Общая часть. / Под ред. Е.А.Суханова. М. 2007.

3. Карелина С.А. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством), — сфера взаимодействия частно-правовых и публично-правовых средств // Законодательство. 2008. № 8.

4. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Под ред. В.В. Витрянского. М. 2003.

5. Обзор практики Высшего Арбитражного Суда РФ // Законодательство. 2006. № 2.

6. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации частям I, II и III. /Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М. 2007.

7. Рожкова М.А. Мировое соглашение в процедуре банкротства // Законодательство. 2004. № 2 // СПС «Гарант». 2012.

8. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. (в ред. от 29.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. № 43. Ст. 4190.

9. Чумаков С. Проблемы практической деятельности арбитражных управляющих в процедуре банкротства – наблюдение // Законодательство. 2005. № 5.

10. Юридический словарь / Сост. Н.А. Жильцов, Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров, О.И. Чердаков. М. 2007.

[1]Юридический словарь / Сост. Н.А. Жильцов, Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров, О.И. Чердаков. М. 2007. С.84.

[2]Карелина С.А. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством), — сфера взаимодействия частно-правовых и публично-правовых средств // Законодательство. 2008. № 8.

[3] Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994. (с изм. от 02.01.2013 г.) // СЗ РФ. 5.12.1994. №32. Ст. 3301.

[4]ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. (в ред. от 29.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. №43. Ст. 4190.

[5] Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации частям I, II и III. /Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М. 2007. С. 86.

[6] Гражданское право. Под ред. Е.А. Суханова. Т. I. М. 2007. С. 260.

[7] Гражданское право. Под ред. Е.А. Суханова. Т. I. М. 2007. С. 261.

[8] Рожкова М.А. Мировое соглашение в процедуре банкротства // Законодательство. 2004. № 2 СПС «Гарант». 2012.

[9] Чумаков С. Проблемы практической деятельности арбитражных управляющих в процедуре банкротства – наблюдение // Законодательство. 2005. № 5 // СПС «Гарант». 2012.

Читайте также:  Преднамеренное банкротство ст 196 УК РФ это

[10] Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Под ред. В.В. Витрянского. М. 2003. С. 316.

[11] Обзор практики Высшего Арбитражного Суда РФ // Законодательство. 2006. № 2.

Принимая самостоятельное решение по данным вопросам, помните (!):

  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
  • Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)

Именно поэтому для вас работают бесплатные консультанты:

Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу

  • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Для регионов 8 (800) 333-45-16 ДОБ.530

Процедура банкротства некоммерческой организации

Гражданский Кодекс РФ в первой части определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным. Не распространяется данный факт на:

  • учреждения;
  • политические партии;
  • религиозные объединения;
  • казенные предприятия.

По закону вопрос о том, возможно ли банкротство некоммерческой организации, не стоит. Ответ однозначен: возможно. Но банкротство НКО имеет свои особенности.

НКО – это организация, которая не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.

Банкротство некоммерческих организаций имеет свои особенности, и связаны они с тем, что НКО выполняют особенные социальные роли и при введении процедур банкротства нужно учитывать их правовой статус.

Понятие и признаки

Несостоятельность, или банкротство, — такое состояние некоммерческой организации, когда она:

  • не способна удовлетворить требования кредиторов по оплате услуг, работ и товаров;
  • лишена возможность вносить обязательные платежи во внебюджетные фонды и в бюджет;
  • в основе банкротства лежит неспособность в течение 3 месяцев удовлетворить дебиторскую задолженность, размер которой достиг 100 000 рублей.

Этапы процедуры банкротства

Чтобы было открыто дело о банкротстве, необходимо в Арбитражный Суд подать заявление о признании должника несостоятельным. Документ подается по месту нахождения некоммерческой организации, и подать его могут сам должник, кредиторы и другие лица или органы, указанные законодательством, например, налоговая инспекция.

Копии заявления должны быть направлены кредиторам, уполномоченным органам, и иным лицам, предусмотренным Законом «О банкротстве».

К заявлению должны быть прикреплены:

  • документы о наличии задолженности и неспособности удовлетворить требования кредиторов;
  • учредительные документы должника;
  • бухбаланс на последнюю отчетную дату;
  • список кредиторов с включением сумм задолженностей и места их нахождения.

После рассмотрения искового заявления Арбитражный Суд может вынести решения:

  • отказ признания должника банкротом;
  • введение одного из следующих видов процедур: наблюдения, реабилитирующего финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения ;
  • признание некоммерческой организации банкротом и открытие в отношении ее процедуры конкурсного производства ;
  • решение, что дело о банкротстве прекращено.

Стоит отметить, что большинство перечисленных процедур, в частности, наблюдение, внешнее управление и финансовое оздоровление, не могут быть применены к некоторым субъектам:

  • Отсутствующий должник.
  • Должник, подлежащий ликвидации.

Для них характерно применение только конкурсного производства.

Особенности процедуры наблюдения в отношении НКО

Сроки наблюдения составляют 7 месяцев. Это время до первого заседания суда по рассмотрению поданного заявления о признании должника банкротом. Некоммерческая организация после введения процедуры продолжает функционировать, но в особом режиме.

Для деятельности характерны:

  • принятие мер для исключения злоупотребления со стороны руководителей;
  • невозможность совершения таких действий, как реорганизация и ликвидация некоммерческой организации;
  • создание новых юридических лиц;

В период наблюдения временным управляющим проводиться анализ финансового состояния должника.

Он направлен на решение следующих задач:

  • определение стоимости имущества некоммерческой организации;
  • определение возможностей восстановления платежеспособности должника, которая производится во время финансового оздоровления и внешнего управления и рассчитана на 2 года.

Если обнаружится, что имущества недостаточно восстановления баланса между должником и кредиторами, то временный управляющий предлагает варианты для дальнейших действий.

Наблюдения предполагает проведение первого собрания кредиторов, на котором лица, предъявившие свои требования в течение месяца после публикации о введении наблюдения, решают судьбу организации.

Собрание должно проводиться не позже 10 дней до даты окончания процедуры наблюдения.

Процедура финансового оздоровления НКО

Данная процедура направлена на улучшение и восстановление платежеспособности должника и исполнение требования кредиторов в соответствии с графиком и очередностью. Мерами для восстановления законом о банкротстве определены:

  • взыскание дебиторской задолженности;
  • закрытие неэффективных и нерентабельных производств;
  • продажа имущества, которая не имеет существенного значения для деятельности должника;
  • перепрофилирование деятельности.

Финансовое оздоровление осуществляется в течение 2 лет. В ходе процедуры органы управления и руководство не отстраняются, но на их деятельность накладываются ограничения: необходимо получение согласия со стороны административного управляющего при совершении ряда сделок.

Руководитель может быть отстранен при его злоупотреблении в отношении имущества и несоблюдении требований управляющего.

Основополагающие документы для процедуры – график погашения задолженности, которые подготавливается учредителями некоммерческой организации, и план финансового оздоровления, который содержит информацию об источниках получения дополнительных средств (например, от контрагентов или кредиторов), позволяющих полностью погасить задолженность, появившуюся до введения мероприятий по финансовому оздоровлению.

График погашения задолженности приобретает силу после утверждения его Арбитражным судом. Он включает список кредиторов 1,2,3 очередей, детали расчета с которыми закреплен законодательно.

Процедура должна завершаться полным исполнением графика погашения задолженностей. Вслед за финансовым оздоровлением вводится либо внешнее управление, либо суд выносит решение о банкротстве и дальнейшем конкурсном производстве, итогом которого станет прекращение деятельности некоммерческой организации.

Каков срок хранения документов после закрытия ООО с нулевым балансом, читайте тут .

Внешнее управление: особенности реабилитационной процедуры

Если на этапе наблюдения и финансового оздоровления у должника выявлены явные перспективы для восстановления и улучшения платежеспособности, то в отношении некоммерческой организации вводится внешнее управление.

Каковы его особенности?

  1. Длительность до 18 месяцев, по решению суда может быть продлен на полгода.
  2. Прекращение полномочий руководителя.
  3. План внешнего управления является обязанностью арбитражного управляющего.
  4. Вводится мораторий на исполнение требований кредиторов. Если функционирование некоммерческой организации предполагает какую-либо предпринимательскую деятельность, во время этого этапа организация может осуществлять это направление, не исполняя своих обязательств.

Ликвидационные процедуры

С момента введения конкурсного производства некоммерческая организация является банкротом.

Все последующие мероприятия направлены на:

  • поиск и реализацию имущества;
  • удовлетворение требований кредиторов из средств, полученных в ходе реализации имущества;
  • ликвидация некоммерческой организации с долгами .

Арбитражный суд предоставляет организацию 1 год, чтобы достичь целей конкурсного производства. Срок может быть продлен на полгода, если есть для этого веские основания.

Последствия для некоммерческой организации после введения процедуры:

  1. Наступает срок исполнения всех требований кредиторов и уплаты обязательных платежей, в том числе и текущих.
  2. Отменяется начисление всех финансовых санкций.
  3. Прекращение режима конфиденциальности сведений о состоянии некоммерческой организации. Напротив, публикуется информация о введении процедуры и о торгах, на которых будет формироваться конкурсная масса.

Для осуществления мероприятий по ликвидации Арбитражным судом выбирается арбитражный управляющий, на которого возлагаются обязанности:

  • увольнение работников;
  • проведение инвентаризации имущества и выставление его на торги;
  • формирование конкурсной массы;
  • распределение конкурсной массы между кредиторами. Причем полное удовлетворение требований – явление редкое.

Арбитражный управляющий регулярно отчитывается перед судом о результатах проведенных мероприятий. После их завершения конкурсное производство считается завершенным по решению суда. Итогом становится ликвидация некоммерческой организации как юридического лица.

Узнайте, что влечет за собой ликвидация государственного унитарного предприятия .

Все, о процедуре ликвидации некоммерческой общественной организации читайте по ссылке .

Каков предельный срок добровольной ликвидации юридического лица, узнайте тут .

Можно ли признать банкротство общественных некоммерческих организаций?

Общественные организации – это объединение граждан, в основе которого лежит общность нематериальных интересов. К ним относятся профессиональные и творческие союзы, политические партии, добровольные общества, религиозные объединения.

По п.1 Гражданского Кодекса РФ, не могут быть признаны банкротом политические партии и религиозные общества.

Таким образом, некоммерческие организации – это фирмы, которые направлены на достижение образовательных, научных, управленческих и других целей. По действующему законодательству в их отношении тоже может быть возбуждено дело о банкротстве, имеющее свои нюансы, связанные с организационно-правовой формой фирм. Порой трудно разграничить особенности банкротства коммерческих и некоммерческих организаций.

Остались вопросы? Наш консультант БЕСПЛАТНО ответит на все ваши вопросы (!):

В чём особенности банкротства некоммерческих организаций

Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти процедуру банкротства .

  • партии политической направленности;
  • организации, ориентированные на религиозную деятельность;
  • учреждения, находящиеся под управлением государства и некоторые другие.

Несмотря на то, что не все некоммерческие организации допускаются до процедуры банкротства, для части из них она все же возможна. В этом случае банкротство будет иметь ряд своих особенностей.

Прекращение деятельности

Некоммерческая организация может прекратить свое существование на основании добровольных начал или через принуждение .

Добровольно организация некоммерческого типа может закрыться, если так решили ее учредители. Чаще всего причины добровольного закрытия – это прекращение срока действия организации или достижение всех поставленных целей.

Фонды, являясь некоммерческими организациями, не могут закрываться без одобрения арбитражного суда, то есть добровольно. Банкротство некоммерческой организации в этом случае требует наличия подтверждающей документации от всех заинтересованных, иначе процедуру будет невозможно начать.

Фонды прекращают свою деятельность в следующих случаях, установленных законодательно:

  • фонду не хватает имущественного снабжения, чтобы реализовать свои цели, а получить имущество в достаточном количестве возможности нет;
  • невозможно достигнуть цели или изменить ее;
  • производство на организации идет не в соответствии с уставом;
  • некоторые другие случаи, описываемые в федеральных законах .

Если ликвидация организации происходит принудительно, поводы могут быть следующие:

  • деятельность организации противоречит уставу;
  • организация нарушает права юридических или физических лиц своей деятельностью;
  • в деятельности допущены ошибки, которые невозможно исправить;
  • присутствует систематическое нарушение законов.

Предпосылки ситуации

Ранее некоммерческие организации не могли проходить через процедуру банкротства, однако с недавнего времени их тоже может коснуться несостоятельность. Поправки в закон были внесены только в 2012 году.

Обращение в суд

В суд может обратиться как представитель организации, имеющий для того полномочия, так и кредитор, требующий возмещения потерянных средств. Рассмотрением дел занимается арбитражный суд.

Процесс банкротства некоммерческой организации включает в себя стандартные пять стадий, характерных для любой процедуры банкротства, начиная от наблюдения и заканчивая финансовым оздоровлением .

Возможно решить вопрос до обращения в суд, сразу заключив мировое соглашение или проведя санацию организации в целях ее восстановления.

Отсылки к закону и документам

Если внимательно знакомиться с 165 статьей Гражданского кодекса РФ. становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.

Любое юридическое лицо, представляющее организацию некоммерческого типа, может подвергаться процедуре банкротства, исключая предприятия, имеющие статус казенных.

Процедура банкротства регламентирована в ФЗ «О несостоятельности», который был принят в 2002 году 26 октября. На основании этого закона не все организации некоммерческого типа могут признаваться банкротами.

Читайте также:  Перевод должником своего долга на другое лицо допускается

30 статья Федерального закона дает учредителям право предпринимать какие-либо меры, чтобы избежать банкротства, если это возможно.

Помимо перечисленных законов стоит руководствоваться также арбитражным процессуальным кодексом, который действует с 2002 года и постановлением Правительства РФ, которое действительно с 2004 года.

Требования

К некоммерческой организации, если ей предстоит пройти процедуру банкротства, предъявляется ряд особых требований. В этом случае мало неспособности организации заплатить по долгам кредиторам.

Обязательное условие для начала процедуры банкротства – это наличие в собственности у некоммерческой организации какого-либо имущества, которое может подвергнуться взысканию. Имущество организации должно быть обособленным. Это значит, что организация вправе распоряжаться этим имуществом.

Именно из-за обособленности имущества банкротство не может распространяться на заводы казенного типа. В этом случае ответственность за них несет государство.

Важным элементом банкротства некоммерческой организации является очередность удовлетворения требований. Таким образом, удается не только заплатить долги кредиторам, но и обеспечить защиту интересов работников организации.

Этапы ведения дела

Если рассматривается дело о банкротстве некоммерческой организации, используются следующие этапы, традиционные для любой процедуры банкротства:

Ведется анализ финансового положения и деятельности организации, сохраняются все активы заемщика.

Идет погашение задолженностей перед кредиторами по расписанию, которое предоставляется судом, за ходом погашения следит управляющий, носящий название арбитражного.

Выбирается новый управляющий организацией и, если есть возможность, проводит ряд оздоровительных мероприятий.

С него обычно начинается процесс ликвидации. заключается в распродаже имущества должника через открытые торги с последующим закрытием долговых обязательств перед кредиторами.

Риск банкротства предприятия возрастает в периоды экономических кризисов в государстве.

Как нужно правильно проводить возбуждение дела о банкротстве — мы расскажем по ссылке .

Итог конкурсного производства – это запись в реестре о ликвидации должника, как юридического лица и полное прекращение его деятельности.

Важно помнить, что на любом этапе есть вероятность как восстановления платежеспособности должника, что является основанием для закрытия дела о банкротстве, так и заключения мирового соглашения.

Суть мирового соглашения зависит от его условий и разнится от случая к случаю

Правила банкротства некоммерческих организаций

Банкротство некоммерческих организаций подчинено ряду специфических правил, о которых необходимо помнить. В основном правила не отличаются от основной процедуры, применяемой к коммерческим организациям, но ряд нюансов все же имеется.

Сроки и обязательства

На погашение долговых обязательств перед началом дела о банкротстве некоммерческой организации выделяется три месяца .

После начала конкурсного производства управляющему дается ровно год на реализацию имущества должника. В ряде случаев можно продлить этот срок с помощью обращения в арбитражный суд. Максимальная длительность срока продления составляет еще 6 месяцев .

На организацию после начала процедуры конкурсного производства накладываются следующие обязательства:

  • необходимо будет расплатиться со всеми долгами, включая текущие;
  • необходимо проследить, чтобы на организацию более не накладывались никакие финансовые санкции, усугубляющие ее положение;
  • необходимо снять конфиденциальность с дел компании, объявив о ее финансовом положении.

Последнее обязательство позволяет сформировать конкурсную массу, на основании которой будут вестись торги за имущество.

Закрытие и ликвидация

Ликвидация любой некоммерческой организации из-за банкротства идет обычно в три основных этапа.

Во-первых, принимается решение о закрытии организации и формируется комиссия по ликвидации. В ходе организации комиссии, которая будет заниматься процессом, выбирается ликвидатор.

После того как решение вступает в силу, ликвидируемая организация обязана в кратчайшие сроки сообщить о процессе в Единый государственный реестр .

Помимо реестра организация обязана уведомить о начатом процессе ближайший территориальный орган, занимающийся регистрацией.

Документы о ликвидации выдаются на руки через 2-3 месяца после того, как процесс будет запущен. Все это первый этап ликвидации.

На втором этапе заканчивается подготовка и начинается сама ликвидация.

Второй этап состоит из трех основных действий:

  • необходимо сообщить СМИ, что организация ликвидирована;
  • обязательно уведомляются о ликвидации кредиторы должника;
  • утверждается предварительный ликвидационный баланс.

По результатам последнего, третьего этапа происходит полный расчет с кредиторами, подводится итоговый ликвидационный баланс и учреждение проходит регистрацию о своей ликвидации.

Ситуация с долгами

После того, как процесс ликвидации полноценно начат, кредиторы должны в полном объеме предоставить свои требования ликвидационной комиссии. Им отводится на это срок в два месяца с момента публикации информации о ликвидации. Если в течение ликвидации погасить долги не удалось, стоит говорить о неспособности должника удовлетворить денежные требования.

Банкротство градообразующих предприятий местная власть должна предотвратить всеми силами. Должна быть создана специальная комиссия, которая предотвратить ликвидацию.

Описание этапов банкротства и ликвидации юридического лица вы найдете на этой странице .

Новые отзывы о банкротстве физических лиц в 2016 году мы собрали здесь .

Если до завершения ликвидации кредитор подаст исковое заявление, должника можно будет привлечь к субсидиарной ответственности. Если кредитор не подал заявление во время ликвидации. он рискует остаться без удовлетворения своих требований, что необходимо иметь в виду.

Кредитор, не подавший заявление о субсидиарной ответственности, остается без удовлетворения своих требований на том основании, что после ликвидации с должника официально снимаются все долговые обязательства. Также в этот период он теряет свои права и снимает с себя все обязанности.

Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

СОДЕРЖАНИЕ: Статья 65 ГК РФ устанавливает, что "юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).

Статья 65 ГК РФ устанавливает, что "юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). ".

Таким образом, ГК распространяет действие норм о несостоятельности в основном на коммерческие организации. При этом норма п. 1 ст. 65 ГК императивна и не допускает дополнения перечня некоммерческих организаций, к которым применимы процедуры банкротства, какими-либо иными видами некоммерческих организаций. Подобный подход плохо согласуется с положением п. 3 ст. 50 ГК, содержащим открытый перечень некоммерческих организаций. В результате заранее исключается возможность распространения положений о банкротстве на вновь вводимые формы некоммерческих организаций. Если же такая необходимость возникнет, придется вносить соответствующие изменения в п. 1 ст. 65 ГК и в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о несостоятельности).

С учетом данных обстоятельств представляется, что определение круга некоммерческих организаций, в отношении которых применимы процедуры банкротства, путем перечисления их конкретных форм вряд ли оправданно. Более рациональным с точки зрения юридической техники в рассматриваемой ситуации было бы установление критериев отнесения некоммерческих организаций к числу юридических лиц, на которые распространяется законодательство о банкротстве. Ни ГК, ни Закон о несостоятельности не содержат таких критериев. Однако их можно выявить путем анализа норм, определяющих понятие и признаки несостоятельности, а также цель применения процедур банкротства.

Из смысла п. 1 ст. 65 ГК следует, что отправным критерием является цель деятельности организации — извлечение прибыли. Для того чтобы определить, насколько занятие предпринимательской деятельностью связано с возможностью применения положений о банкротстве, необходимо рассмотреть, во-первых, особенности правоспособности коммерческих и некоммерческих организаций, во-вторых, цели применения института несостоятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с ней обязанности. В этом же пункте указывается, что коммерческие организации, за некоторыми исключениями, могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. В отношении некоммерческих организаций установлено общее ограничение на занятие предпринимательской деятельностью — такая деятельность допускается только постольку, поскольку она необходима для достижения уставных целей организации (п. 3 ст. 50 ГК). Помимо этого, в ГК установлены ограничения возможности участия некоммерческих организаций в некоторых обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК), сторонами в договоре коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК). По общему правилу, доверительным управляющим также может быть только коммерческая организация (п. 1 ст. 1015 ГК). Однако и коммерческие организации не могут быть субъектами некоторых обязательств. В частности, они не могут выступать в качестве одаряемых (п. 4 ст. ст. 575 ГК), получателей постоянной ренты (п. 1 ст. 589 ГК). В некоторых сделках одной из сторон могут участвовать только специализированные коммерческие организации. Например, только кредитные организации могут являться стороной, принимающей денежные средства и осуществляющей операции по счету в договорах банковского вклада (ст. 834 ГК) и банковского счета (ст. 845 ГК). Только банки, иные кредитные учреждения и страховые организации вправе выдавать банковскую гарантию (ст. 368 ГК) и т.д.

Необходимо отметить, что имеющиеся ограничения участия в хозяйственном обороте для некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в гражданско-правовых отношениях. Следовательно, по части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало отличается от правоспособности коммерческого юридического лица. К тому же закон закрепляет за некоторыми видами некоммерческих организаций право заниматься предпринимательской деятельностью, а потребительскому кооперативу даже предоставляет право распределять часть прибыли среди участников (ст. 116 ГК). Правом на занятие предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей, кроме фондов и потребительских кооперативов, наделены, в частности, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации (ст.ст. 8, 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Участие в предпринимательской деятельности не противоречит сущности некоммерческих организаций — ведь основным отличием их от коммерческих является то, что вся прибыль первых должна идти на достижение уставных целей, а не распределяться между учредителями. Некоммерческая организация участвует в различных имущественных отношениях и может выступать в роли должника и кредитора. Как и коммерческие юридические лица, некоммерческие организации (за исключением учреждений) самостоятельно отвечают по своим обязательствам в полном объеме и, если ответственность вытекает из обязательства, связанного с предпринимательской деятельностью, она наступает независимо от наличия вины организации. Причем для кредитора безразлично, в связи с чем возникло обязательство должника. В любом случае действует принцип ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В определении несостоятельности также отсутствует указание на то, что задолженность должна возникнуть при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 2 Закона о несостоятельности "несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом". Из этого следует, что основанием для признания должника банкротом является невозможность удовлетворения любых требований кредиторов в течение определенного срока, если задолженность достигает установленного законодательством размера. Под должником, согласно той же ст. 2 Закона о несостоятельности, понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.

Из сказанного можно сделать вывод, что ограничение некоммерческих организаций в занятии предпринимательской деятельностью не может являться достаточным основанием, чтобы исключить возможность применения к ним процедур банкротства.

Читайте также:  Прощение долга учредителем по договору займа

Следующим требованием, необходимым для реализации процедур банкротства, выступает наличие в собственности или хозяйственном ведении организации обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный критерий связан с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность. В том случае, если у организации имеется обособленное имущество, но оно принадлежит ей на праве оперативного управления, для восполнения ограничения на распоряжение закрепленным за организацией имуществом и защиты интересов кредиторов введено правило о дополнительной ответственности собственника по долгам такой организации (ст.ст. 115, 120 ГК). Подобная организация не может быть признана банкротом, так как не обладает имуществом (кроме выделенных собственником денежных средств), которым может самостоятельно распоряжаться. Банкротство здесь не имеет смысла, так как все имущество принадлежит собственнику, который несет дополнительную ответственность по долгам организации. Следовательно, банкротом должен признаваться именно он. В силу этого процедуры банкротства неприменимы к казенным заводам. Последние не имеют права самостоятельно распоряжаться переданным им имуществом (ст. 296 ГК), дополнительную ответственность по их обязательствам несет государство (ч. 5 ст. 115 ГК).

Таким образом, возможность признания организации несостоятельной определяется прежде всего способностью нести самостоятельную имущественную ответственность. Большинству некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности. Лишь один вид некоммерческих организаций — учреждение — обладает имуществом на праве оперативного управления и имеет весьма ограниченные возможности им распоряжаться. Можно сделать вывод, что практически у всех некоммерческих организаций есть экономические предпосылки для применения к ним процедур несостоятельности.

Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности. В связи с этим следует отметить, что задачей института банкротства является защита интересов кредиторов и соразмерное удовлетворение их требований в порядке установленной очередности, а также предоставление возможности должнику восстановить свое финансовое положение, продолжить деятельность после погашения требований кредиторов. Неприменение к некоммерческим организациям процедур банкротства не только снижает возможности кредиторов по взысканию задолженности с неплатежеспособной некоммерческой организации, но и ущемляет интересы самой организации-должника, так как лишает ее права использовать предусмотренные законодательством о несостоятельности средства, направленные на восстановление платежеспособности.

В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" допускал применение процедур банкротства только к юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, каковыми на тот момент являлись предприятия. ГК отступил от данного принципа, признав субъектами несостоятельности фонды и потребительские кооперативы.

Следует отметить, что правило о признании банкротами в зависимости от характера и целей деятельности ГК установил не только в отношении юридических лиц, но и граждан. По ГК банкротами могут признаваться только граждане-предприниматели (ст. 25 ГК), а в Законе о несостоятельности есть глава, посвященная признанию банкротом гражданина, не занимающегося предпринимательской деятельностью.

Представляется, что для обеспечения истинного равноправия субъектов гражданских правоотношений необходимо включить некоммерческие организации (кроме тех, которые обладают имуществом на праве оперативного управления) в число субъектов несостоятельности. Это позволит создать дополнительные гарантии для кредиторов в отношении возможности взыскания задолженности, а также позволит некоммерческим организациям использовать меры по восстановлению платежеспособности и освобождению от долгов, предусмотренные законодательством о банкротстве.

Однако к некоммерческим организациям вряд ли можно применить общие процедуры банкротства без соответствующей корректировки с учетом целей их деятельности. В частности, это касается восстановительных мероприятий и процедуры внешнего управления. Проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности не должно приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера, ради которой создана организация. Поэтому важная роль в восстановлении платежеспособности должна отводиться не расширению предпринимательской деятельности организации, а приведению в надлежащее состояние ее дел (взыскание долгов, реализация недвижимого имущества, не имеющего существенного значения для деятельности организации и т.п.) и получению помощи от учредителей и иных лиц. Это согласуется с положениями ст. 26 Закона о несостоятельности, где говорится, что меры по восстановлению платежеспособности могут быть приняты кредиторами или иными лицами по соглашению с должником.

Ю. Свит, кандидат юридических наук. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

Возможно ли банкротство некоммерческой организации?

Когда юридическое лицо неспособно рассчитаться с кредиторами и выплатить им долги, лучше всего прибегнуть к процедуре банкротства.

Это поможет избежать множества проблем и решить вопросы. Для этого важно знать, как правильно оформляется процедура, к кому обращаться в подобных ситуациях, и какие необходимы документы.

Не всякая некоммерческая организация может оформить процедуру банкротства.

Связано это с тем, что предприятия подобного типа выполняют особенные социальные роли, поэтому нормы законодательства о несостоятельности применимы не ко всем.

Процедура банкротства некоммерческой организации – сложная, требует тщательного изучения основных понятий и законов.

Что это такое?

Юридическое лицо может признаваться банкротом в принудительном порядке – по решению суда, и в добровольном – самостоятельное решение некоммерческой организации.

Организация некоммерческого типа – компания, не ставящая своей целью зарабатывать деньги и распределять их между сотрудниками.

Ее основная задача – выполнение социальной роли, например, оказание помощи нуждающимся.

Что говорит закон?

В соответствии с 65 статьей Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо является предприятием некоммерческого типа.

Оно может признаваться банкротом в судебном порядке. Вследствие этого организация ликвидируется. Исключение составляет казенное предприятие.

Главный закон. регламентирующий процесс банкротства, – Федеральный закон «О несостоятельности» № 127. принятый 26 октября 2002 года.

Его положения применимы лишь к тем НКО, которые могут признаваться банкротом.

В соответствии с 30 статьей ФЗ, учредители организации имеют право принимать меры, направленные на предупреждение банкротства.

Прочие нормативные акты и законы, которыми следует руководствоваться в процессе оформления несостоятельности:

  1. Арбитражный Процессуальный Кодекс, принятый 14 июня 2002 года.
  2. Постановление Правительства РФ № 29 от 15.12.2004 «О банкротстве».

Основные признаки

Банкротство – состояние организации, при котором:

  • нет возможности удовлетворить требования кредиторов;
  • присутствует неспособность выплачивать платежи в бюджет и различные фонды;
  • долг не выплачивается более 3-х месяцев.

Банкротство некоммерческой организации

Процедуру банкротства некоммерческих организаций могут начать:

  • руководитель предприятия;
  • владелец юридического лица;
  • кредиторы или государственный прокурор.

Объявить банкротом может только суд.

Банкротство организации, имеющей долги, – единственный способ ее ликвидировать.

Чтобы признать себя банкротом, организация должна иметь долг не менее 100 тысяч рублей.

Необходимые документы

Для открытия дела о банкротстве необходимо составить заявление и подать его в суд. Направляется по месту расположения некоммерческой организации.

Инициатором подачи может являться должник, кредиторы или уполномоченные органы.

Кроме этого, понадобятся следующие документы:

  • справки, подтверждающие банкротство некоммерческой организации – неспособность оплатить задолженность;
  • учредительная документация предприятия;
  • бухгалтерский баланс за последний отчетный квартал;
  • перечень кредиторов и сумма долга каждому из них.

Как только исковое заявление будет подано, суд может вынести следующий приговор:

  • отказать в признании несостоятельным;
  • ввести такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление или мировое соглашение;
  • признать банкротом и начать процесс конкурсного производства;
  • закрыть дело о банкротстве.

Какой порядок проведения банкротства? Смотрите тут .

Особенности процедуры

Так как некоммерческая организация не преследует финансовых целей, внешних долгов у нее не может быть много.

Несмотря на это, требования к оформлению процесса несостоятельности стандартные.

Процедура состоит из таких же этапов – наблюдение, оздоровление, управление и прочие.

Наблюдение

Продолжительность около 7 месяцев. Деятельность организации в этот период не прекращается, но осуществляется в особом режиме (статья 62 ФЗ № 127 ).

Назначается временный управляющий, в задачи которого входят:

  • оценка стоимости имущества НКО;
  • поиск способов возобновления платежеспособности;
  • анализ деятельности.

На данном этапе проводится первое собрание кредиторов. Они выдвигают требования и устанавливают сроки их выполнения.

Этап финансового оздоровления

Цель – улучшить и восстановить платежеспособность должника, выполнить условия кредиторов.

Для этого применяются следующие меры:

  • взыскание задолженности по дебиторской части;
  • закрытие производства, не приносящего прибыль;
  • распродажа имущества, не влияющего на деятельность организации;
  • смена профиля производства.

Продолжительность финансового оздоровления – 2 года (статья 80 ФЗ № 127 ). В процессе ее осуществления начальство некоммерческой организации остается на рабочих местах, однако их действия ограничиваются.

Прежде чем заключить какую-либо сделку, понадобится согласие административного управляющего.

Документы, необходимые для проведения процедуры:

  • график погашения долгов (разрабатывает учредитель организации);
  • схема финансового оздоровления (информация о том, откуда будут браться средства для погашения задолженности).

Процесс считается завершенным, когда все долги выплачены. Далее последует внешнее управление или суд принимает решение объявить некоммерческую организацию банкротом.

В результате будет объявлено конкурсное производство. После этого предприятие завершает свою деятельность.

Внешнее управление

В случае обнаружения признаков возможного восстановления платежеспособности должника вводится внешнее управление (статья 93 ФЗ № 127 ).

Имеется ряд особенностей:

  • продолжительность – полтора года, суд может принять решение продлить еще на 6 месяцев;
  • руководитель складывает свои полномочия;
  • за планом внешнего управления следит арбитражный управляющий;
  • введения моратория для выполнения условий кредиторов.

До окончания срока действия процедуры управляющий обязан подготовить отчет, содержащий информацию о результатах своей деятельности.

Изучив его, суд принимает одно из решений – закрыть дело или продлить сроки процедуры.

Ликвидация

Как только вводится конкурсное производство, НКО считается банкротом.

Мероприятия, которые назначаются, направлены на:

  • поиск имущественного состояния;
  • выполнение условий и требований кредиторов;
  • ликвидацию организации некоммерческого типа.

Для организации суд предоставляет год, чтобы справиться с целями конкурсного производства. В

случае весомых оснований срок продлевается на 6 месяцев.

Как только вводится процедура, появляются последствия:

  • необходимо рассчитаться с кредиторами и прочими инспекциями;
  • финансовые санкции отменяются и больше не начисляются;
  • формируется конкурсная масса, которая распределяется между кредиторами.

Управляющий должен своевременно предоставлять отчеты о ходе процедуры. По окончании мероприятий организация ликвидируется.

Сроки процедуры банкротства зависят от ряда факторов.

Как подать заявление о банкротстве? Читайте здесь .

Как проходит оспаривание сделок должника при банкротстве? Подробности в этой статье .

Возможна ли несостоятельность общественных НКО?

Организации общественного типа представляют собой объединение людей с нематериальными интересами. Это различные союзы, политические партии, религиозные общества.

То есть, их цель – достичь образовательных, научных и прочих целей, но только не материальных.

Поэтому в соответствии с законодательством, дело о несостоятельности подобных организаций может быть открыто, если имеются определенные нюансы.

Связаны они с организационно-правовой формой предприятий.

Таким образом, банкротство некоммерческих организаций возможно объявить не во всех случаях. Данная процедура имеет свои особенности и этапы.

На видео о несостоятельности НКО

Рекомендуем посмотреть: